Громко, но непонятно. Как идет переобучение мастеров и преподавателей кировских ссузов

ОБЩЕСТВО

05 ноября 2019 635 0
На печать

 

Жители области, которые следят за деятельностью регионального правительства, не так давно смогли обнаружить, что у нас стартовал проект «Ступени профессионального роста». Однако из пространных, но невнятных пресс-релизов нельзя понять, как его реализация повлияет на качество обучения в кировских средних специальных образовательных учреждениях.

 

«Вятский край» направил в областное министерство образования запрос на получение более подробной информации о проекте. Однако ответа на свои вопросы не получил. Поэтому редакция попыталась разобраться в нем самостоятельно. К чему это привело, представлено ниже.

 

Старт состоялся

Как сообщили в пресс-службе правительства региона, проект «Ступени профессионального роста» появился благодаря инициативе первого заместителя председателя правительства области Дмитрия Курдюмова. Он обсуждался на заседании рабочей подгруппы «Образование» при Госсовете РФ, руководителем которой является губернатор Игорь Васильев.

 

Суть этого проекта заключается в том, чтобы повысить квалификацию педагогов средних специальных учебных заведений «по востребованным направлениям профессиональной подготовки, познакомить преподавательский состав с новейшей техникой, которая сегодня используется на предприятиях».

 

Для этого предполагается в течение двух лет, в 2019 и 2020 годах, проводить стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения на промышленных площадках Кирова. В целом же для заявленных целей планируется задействовать предприятия машиностроения, сельского хозяйства, деревообработки, строительства, электро- и теплоэнергетики, химической промышленности, сферы информационных технологий, общественного питания и автомобильного сервиса.

 

Первая группа, состоящая из 5 мастеров производственного обучения и 14 преподавателей профессиональных образовательных организаций (каких именно - не указывается), как на днях сообщила пресс-служба правительства области, уже повысила свою квалификацию на базе Кировского машиностроительного предприятия. До конца 2019 года в рамках проекта это сделают еще 95 преподавателей колледжей и техникумов региона.

 

Параллельно с повышением квалификации педсостава будет происходить пересмотр перечня специальностей, которым учат в ссузах, и совершенствование их материально-технической базы. Последняя должна быть оснащена по стандартам WorldSkills.

 

Пока федеральный грант на обновление своих учебно-производственных помещений получил только Кировский технологический колледж. На эти деньги переоборудуются мастерские для подготовки по специальностям «Технологии моды», «Парикмахерское искусство», «Интернет-маркетинг», «Администрирование отеля», «Промышленный дизайн».

 

В октябре на получение грантов заявились Вятско-Полянский механический техникум, Вятский колледж технологий, управления и сервиса, Кировский многопрофильный техникум, Нолинский политехнический техникум, Колледж промышленности и автомобильного сервиса и Кировский медицинский колледж. Получат ли они федеральное финансирование, станет известно в ноябре.

 

А вот с пересмотром перечня специальностей министерство образования Кировской области не торопится. Как сообщили в ведомстве, в настоящее время на федеральном уровне проходит процедуру согласования новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, подготовленный Минпросвещения России. До его принятия местные чиновники никаких резких телодвижений делать не будут. Более того, в региональном минобре утверждают, что в подведомственных ему учебных заведениях расширяется количество специальностей, входящих в российский топ-50. Среди последних, например, мастер отделочных строительных и декоративных работ, мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и др.

 

По мировым стандартам

 

Кировский технологический колледж стал первым учебным заведением, которое в рамках проекта «Ступени профессионального роста» получило возможность обновить свои мастерские до стандартов WorldSkills.

 

- Нами заключено соглашение с Министерством просвещения Российской Федерации, что до 31 декабря текущего года мы должны полностью оснастить и запустить в действие эти наши мастерские, - сообщил директор колледжа Александр Измайлов. - Сейчас идут ремонтные работы, закупается оборудование. Делается все необходимое, чтобы мы в обозначенный срок выполнили свои обязательства.

 

И действительно, в коридорах колледжа, по которым мы с Александром Михайловичем шли, стоит запах свежей краски, повсюду следы ремонта. В самих мастерских вовсю трудятся рабочие. Кое-где уже стоит оборудование, затянутое в полиэтиленовую пленку.

 

- Когда мы говорим: «WorldSkills», основное слово здесь - World, то есть «мир», - пояснил на ходу директор колледжа. - По большому счету, нужно выйти на те требования, которые предъявляются к подготовке профессионалов во всем мире. Если у выпускника в дипломе, например, написано, что он - модельер, то, когда он приезжает во Францию или в Великобританию, он должен быть приемлем в рамках этой страны, его диплом должен быть легитимен. Его умения должны соответствовать требованиям, которые предъявляет работодатель в этих или любых других странах.

 

Более подробно о стандартах WorldSkills он рассказал на примере парикмахеров. В помещении, где они будут постигать вершины мастерства, уже стоят устройства для мытья головы, какие-то агрегаты, чье назначение было скрыто под упаковкой.

 

- У нас еще часто можно видеть, как стрижку делают при помощи машинки. Европейские же требования предполагают, что ее использование должно быть минимизировано. В основном должна быть ручная работа. Специалист должен уметь работать: а) ножницами, б) какими-то другими инструментами, чтобы добиться желаемого результата. Мало кто у нас понимает, что такое камуфляж волос, а в Европе это обыденное требование. И мы должны наших выпускников научить этому.

 

По словам Александра Измайлова, в этой мастерской будут учиться не только студенты колледжа. Предполагается, что здесь смогут повысить свою квалификацию уже работающие парикмахеры. Не возникнет проблем и с теми, на ком будут «тренироваться» будущие мастера: в колледже уже в рамках социально ориентированного проекта безвозмездно стригут пенсионеров и детей.

 

В целом же в колледже реконструкция идёт в пяти различных мастерских. В декабре планируется завершить все ремонтные работы и открыть их.

 

Педагоги и мастера производственного обучения технологического колледжа по понятным причинам не вошли в число тех, кто открыл сезон повышения профессионального мастерства на Кировском машиностроительном предприятии. Но директор колледжа считает, что взаимосвязь обучения и производства - важная составная часть подготовки будущих специалистов.

 

- Сама идея обучения преподавателей на базе реального предприятия интересна и очень важна, - заметил Александр Михайлович. - Нужно понимать сегодня структуру развития того или иного производства. Обучая детей, мы должны их готовить к практической деятельности. А без понимания того, что происходит в реальном секторе экономики, это сделать нельзя. Мы должны выпускать практико-ориентированных специалистов. Но для этого нужно, чтобы и сами педагоги имели представление о том, какие есть тенденции, на каком уровне находится развитие той или иной отрасли, предприятия.

 

По словам Александра Измайлова, в их колледже ведется работа по подбору специализированных предприятий, с которыми учебное заведение будет заключать договоры на повышение квалификации своих сотрудников.

 

Не ожидают в колледже и глобальных перемен в связи с разрабатываемым в Минпросе России перечнем профессий и специальностей. Как заметил Александр Измайлов, некоторые из них уже сегодня входят в топ-50, а в отношении других может произойти только небольшая корректировка.

 

Вопросы, вопросы, вопросы...

Казалось бы, можно только приветствовать запущенный в области проект «Ступени профессионального роста». Так, советник губернатора и депутат Законодательного собрания области Анатолий Чурин говорит, что идея стажировки педагогов ссузов на промпредприятиях заслуживает одобрения. Выше указывалось, что и руководители колледжей и техникумов находят ее здравой. Положительные отзывы поступают и от педагогов, которые уже поучаствовали в реализации этого проекта.

 

- Было очень интересно побывать на таком крупном современном предприятии и посмотреть на его работу изнутри. Нам показали, как на практике применяется система бережливого производства, о которой мы рассказываем студентам, - приводит пресс-служба правительства области слова преподавателя Вятского электромашиностроительного техникума Ирины Самарцевой, которая в числе первых отстажировалась на Кировском машиностроительном предприятии.

 

Однако если присмотреться к проекту пристальней, то обнаруживается больше вопросов, чем ответов. Во-первых, непонятно: «за чей счет банкет»? Если проект федеральный, то на его реализацию должны пойти деньги из Москвы. Если региональный - то из областного бюджета. Однако, когда «Вятский край» спросил об этом в министерстве образования Кировской области, то чиновники на этот вопрос не ответили. Они вообще всячески старались увести обсуждение от темы финансирования. А раз так, то создается впечатление, что эту инициативу первого заместителя председателя правительства области оплачивают сами учебные заведения. И есть основания полагать, что они могли бы эти деньги пустить на более нужные для них вещи.

 

Во-вторых, в области много средних профессиональных учебных заведений. И готовят они специалистов для разных отраслей промышленности. Какую пользу получит мастер из того же технологического колледжа, который обучает студентов парикмахерскому искусству, если он пройдет стажировку на машиностроительном предприятии? Ответ очевиден. Однако в региональном минобре не смогли ответить «Вятскому краю» на вопрос: какие ссузы за каким предприятием закреплены и есть ли график проведения стажировок? Опять же создается впечатление, что поиск предприятий и согласование с ними стажировок отданы на откуп самим учебным заведениям.

 

Не получив ответа на наши вопросы от областного минобра, мы опять вынужденно уходим в область догадок. И первое, что приходит на ум: сам проект и все телодвижения, которые совершаются в рамках его сейчас, - очередная устная «указявка» Дмитрия Курдюмова, которую, отрывая подошвы от сапог, поспешили принять к исполнению услужливые исполнители.

 

Иван ТРОФИМОВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также