Год прошёл, итоги порадовали. Кировские депутаты остались довольны заменой труб

ЖКХ

29 июня 2020 575 0
На печать

 

Прошел почти год с передачи тепловых сетей областного центра в концессию Кировской теплоснабжающей компании (КТК). На июньском заседании городской думы руководитель Кировского филиала ПАО «Т Плюс» Сергей Береснев рассказал депутатам о том, что уже сделано и что будет сделано в ближайшее время.

 

Его отчет был принят «народными избранниками» благожелательно. Хотя претензии к тепловому хозяйству не исчезли у них полностью.

 

Прибрали к рукам городскую энергетику

 

Кировская теплоснабщающая компания - структурное подразделение Кировского филиала ПАО «Т Плюс». Последнее является собственностью известного российского олигарха Виктора Вексельберга. Многие россияне помнят его по приобретению коллекции яиц Фаберже у семьи Форбс. Тогда было много разговоров о том, что эта покупка является «патриотическим шагом, сохранившим для России уникальные шедевры ювелирного искусства» (хотя, как потом оказалось, все было не совсем так). Впрочем, к нашему разговору этот факт отношения не имеет.

 

«Т Плюс» - частный энергетический холдинг, возникший в результате приватизации раздробленного Анатолием Чубайсом РАО «ЕЭС». Вексельбергу достались самые лакомые куски этого пирога.

 

В Кирове почти все энергетическое хозяйство контролируется компанией «Т Плюс». И этот монополизм только усилился, когда вексельберговский монстр «прибрал к рукам» КТК.

 

Правда, до лета прошлого года такую монополию сдерживала муниципальная собственность на тепловые сети. Они были переданы КТК в аренду, а потому городская власть имела рычаги влияния на поведение теплоснабжающей компании. Такое положение, конечно, не вполне устраивало компанию «Т Плюс», но ей приходилось с этим мириться.

 

Однако это не мешало ей подспудно вести работу по дискредитации собственника теплосетей. Частые аварии, отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах на несколько месяцев создали тот фон, который заставил муниципалитет сначала задуматься, а потом и заявить в полный голос о передаче всего сетевого хозяйства в концессию. К информационной кампании за подписание концессионного соглашения подключилась и «тяжелая артиллерия» в лице регионального руководства.

 

В результате 2 июля 2019 года оно было подписано. В полное ведение на 35 лет КТК получила 854 километра тепловых сетей.

 

На момент подписания документа руководитель Кировского филиала «Т Плюс» Сергей Береснев обещал, что потери тепла должны снизиться на 37 процентов. а повреждения - на 91 процент.

 

В то же самое время население волновали не только эти вопросы, но и то, как вырастут платежки за тепло. В «Т Плюс» же успокаивали, что в первый год работы концессии, в 2019-м, рост тарифов для населения сверх индекса, установленного Правительством РФ, составит 1,5 процента, во второй и в третий год - 2,5 процента, в четвёртый и в пятый - по два процента.

 

Инвестиции сверх плана

 

И вот прошел почти год. По словам Сергея Береснева, заменены километры старых теплосетей на улицах Короленко, Производственной, Грибоедова, Верхосунской (четыре километра), Циолковского, Левитана, Свободы и других. В Нововятском районе г. Кирова по Октябрьской и Парковой улицам переложили 1,5 километра труб.

 

- Сталь меняем на полиэтилен, укладываем без стыков и швов, - заметил руководитель «Т Плюс». - Новые трубы идут с качественной, хорошей изоляцией.

 

Если в 2018 году потери энергии составляли 1157 Гкал, то в 2019-м - уже только 883.

 

С опережением идут и инвестиции в сетевое хозяйство. Изначально компания планировала потратить в прошлом году на замену труб 339 миллионов рублей, а по факту вложила 411 миллионов. Это на 121 процент больше запланированного объема и почти в шесть раз выше, чем в 2018-м и предшествующие ему годы.

 

Фактически объем перекладки теплосетей был утроен. Удалось автоматизировать 195 центральных тепловых пунктов города и модернизировать две котельные.

 

И все это произошло «без повышения тарифов для населения», специально оговорился Сергей Береснев. Но будет ли так и после 1 июля этого года? Ведь в прошлом году КТК уже выходила на городскую думу с просьбой повышения тарифа сверх установленной планки, и депутаты этот запрос удовлетворили.

 

Дома также бывают паровозами

 

Как отмечается в официальных релизах, городское руководство в целом довольно работой КТК. Положительно оценивают ее и отдельные депутаты.

 

- Концессия - это все-таки, наверное, благо, - высказал свое мнение специально для «Вятского края» председатель комиссии гордумы по транспорту, жилищно-коммунальному комплексу, экологии и безопасности жизнедеятельности Денис Ерохин (фракция ЛДПР). - То, что сделано за 2019 год, конечно, здорово и ощутимо. Я и на комиссии говорил, что стало меньше жалоб в ГЖИ (государственную жилищную инспекцию. - Ред.), в администрацию по проблемам тепла и горячего водоснабжения. Хотя это, на мой взгляд, не очень объективно, если учесть, что зима 2019 года была не показательная. Она была очень теплая, и энергетикам просто в этом повезло.

 

По словам депутата, положительные сдвиги не сняли отдельных проблем, иные из которых имеют долгую историю. Во-первых, лучше было бы заключить концессионное соглашение не на 35, а на десяток лет. Тогда бы можно было точнее оценить его результаты. А кто это сделает через треть века? Многих из тех, кто сегодня заседает в думе, к тому времени уже там не будет.

 

Во-вторых, сохраняется напряженность в отношениях КТК и жильцов «домов-паровозов», которые вынуждены платить не за фактически потребленное тепло, а по нормативу, что почти в два раза больше.

 

Паровозами назвали дома, которые последовательно подключены к системе теплоснабжения, а счетчик установлен на входе в первый из них. В результате по факту платят только жильцы этого дома, все же остальные, которые идут далее, - по нормативу. Сделать же отдельное подключение для каждого дома в такой цепочке - значит вкладывать деньги сверх утвержденной инвестиционной программы. «Т Плюс» на это не подписывалась. В концессионном соглашении эти работы не предусмотрены. По мнению Дениса Ерохина, в этом вина тех чиновников, которые готовили документ.

 

Впрочем, как заметил Сергей Береснев, их компания не отказывается от решения этой проблемы категорически. Она готова рассмотреть вопрос, если администрация города даст согласие на использование для этого средств от сдачи в металлолом старых, оставшихся после реконструкции труб. Возможно также финансирование такой работы за счет средств Фонда капремонта.

 

Ну и, наконец, нельзя забывать о проблеме раскопов. Очень часто дорожное полотно после них ремонтируется некачественно. Возникают дефекты и даже провалы. По мнению Дениса Ерохина, этого можно будет избежать, если ордера на такие работы будут выписываться в адрес КТК, а не сторонних подрядчиков.

 

Общение на новом уровне

 

Собственно, руководитель думской комиссии не одинок в своих выводах и видении проблем. С его мнением солидарна даже глава города Кирова Елена Ковалёва. Она, как следует из официальных источников, также поднимала на заседании гордумы вопрос о «домах-паровозах». Хотя в целом работу КТК также оценила положительно.

 

Даже непримиримый критик прежней горадминистрации, депутат от фракции «Справедливая Россия» Владимир  Журавлёв думает так же.

 

- Сам приход на заседание Сергея Александровича Береснева - уже показатель того, как изменился характер общения компании с депутатами думы, - отметил Журавлёв. - Он вышел на новый, более открытый уровень. За прошедший год в перекладку труб вложено достаточно много денег. А за три года таких вложений будет еще больше. Порядка двух миллиардов рублей. И это - однозначно хорошо, так как износ труб был у нас всегда самым слабым звеном. А те работы, которые ведутся в этом году, просто кардинально по качеству отличаются от прежних. Хотя, конечно, еще есть недостатки. И мы на них указывали. Но то, что было пять-шесть лет назад, - это просто небо и земля.

 

По словам Журавлёва, в проблеме «домов-паровозов» виновато прежде всего федеральное законодательство, которое позволяет компании «Т Плюс» действовать так, как она действует, то есть брать с жильцов по нормативу. Депутаты уже обратились и к руководству компании, и к новому главе администрации г. Кирова Дмитрию Осипову, чтобы они нашли компромисс в ее решении.

 

И всё же, как считает главный городской эсер, основным решением, которое помогло бы снять как существующие, так и вероятные вопросы к работе КТК, может стать переформатирование теплоснабжающей компании. Либо она должна быть полностью муниципальной, либо городская власть и «Т Плюс» должны делить ее на паях. Это снизит риски сверхнормативного роста тарифов, поставит КТК под контроль депутатского корпуса.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также