Дома горят, полиция работает. Комментарии представителя МВД к ситуации с пожарами и поджогами в Кирове

ПРОИСШЕСТВИЯ

03 сентября 2018 663 0
На печать

 

Лето 2018 года выдалось пожароопасным не только для лесов Кировской области. В областном центре не проходило недели, чтобы не сообщалось о возгорании жилых домов. По информации сотрудников областного УМВД, их было больше, чем в предшествующие годы. Только уголовных дел по фактам поджога возбуждено 8. В целом же, по данным ГУ МЧС по Кировской области, с мая по июль 2018 года в городе зафиксировано 109 пожаров.

 

Горят в основном деревянные постройки, которые были признаны аварийными и расселены либо находятся в стадии расселения. Такого рода пожаров в этом году, как признают сами сотрудники МЧС, стало больше.

 

И уж совсем вопиющими стали факты поджога старых, но еще достаточно крепких домов, о которых жильцы сообщали в социальных сетях.

 

- Наш дом признан аварийным, но переселять жильцов никто не планирует, - написала в «ВКонтакте» кировчанка Анастасия Жолобова из дома № 6 по ул. Красина. - Его, видимо, решили поджечь. Ночью нас разбудил дикий стук в окно, а потом - в дверь. Этот был прохожий, который шел к знакомому. Он вошел в подъезд, а на него - огонь и дым. Начал стучать в двери и кричать. Спасибо ему большое!

 

Аналогичная информация была размещена о пожаре в доме № 33-а по ул. Щорса и на ул. Гороховской, 87. И это далеко не полный перечень сообщений о поджогах.

 

Понятно, что погорельцы подозревают в таких случаях застройщиков, которые таким образом зачищают будущие строительные площадки. Именно им адресованы некоторые гневные обращения.

 

- У меня вопрос к застройщикам: вы совсем оборзели? - возмутилась кировчанка Елена Марамзина. - Вам людей не жаль? Наш дом вам чем помешал? Или раз угол Щорса - Попова, можно жечь? Хорошо, вовремя увидели, а если бы нет? У кого-то маленькие дети, где-то живут старушки, которым со второго этажа быстро не спуститься.

 

Устав от такого «беспредела», жильцы готовы даже организовать постоянное дежурство в своих подъездах. «А куда смотрит полиция? - задаст при этом вопрос любой человек, который читает такие сообщения в соц. сетях. - Неужели наши правоохранительные органы не могут обеспечить безопасность граждан, привлечь к суду как поджигателей, так и их заказчиков?». С этими вопросами «ВК» обратился в областное УМВД. Ситуацию прокомментировал начальник 5-го отдела управления угрозыска УМВД по Кировской области подполковник полиции Алексей Шатунов.

 

 

- Алексей Владимирович, сколько уголовных дел в этом году было заведено о поджогах?

- Криминальные пожары, и в частности поджоги, - одно из направлений нашей работы. Сообщения о них поступают в территориальные органы полиции от сотрудников МЧС, к которым в первую очередь поступает информация о возгораниях. Наши оперативно-следственные группы в таких случаях также выезжают на место происшествия, проводится предварительная проверка. Устанавливаются обстоятельства возникновения пожара, и на этом основании принимается решение о возбуждении уголовного дела по статье 167 «Поджог» либо об отказе в возбуждении.

 

- И сколько уголовных дел по таким случаям возбуждено?

- За семь месяцев на территории области их было возбуждено 72. Это несколько больше, чем в прошлом году. Но в эту цифру входят все случаи, в том числе поджоги частных домов и хозяйственных построек, автотранспорта, административных зданий, садовых домов, гаражных боксов, а также торговых точек. Но, как я понимаю, вас интересуют в первую очередь жилые дома?

 

- Да. Сегодня это - главная тема как для СМИ, так и для граждан. Особенно тех, кто живет в Кирове.

- Естественно, мы проводим проверку по всем случаям возгорания домов. На территории Кирова их было более 30. Но замечу, что среди горевших зданий большая часть таких, где никто уже не живет. Только в отдельных случаях граждане, по тем или иным причинам, продолжали жить в старых квартирах.

 

Хочу отметить, что для возбуждения уголовного дела по статье «Поджог» необходимо, во-первых, установить умысел на совершение противоправного деяния и, во-вторых, факт причинения гражданам значительного ущерба. Таким образом, из названных 30 с лишним случаев пожаров только в 8 были возбуждены дела.

 

- А какой должен быть размер ущерба?

- Четко установленной цифры нет. Если, как это бывает, из сгоревшего дома не успели съехать жильцы и огнем уничтожены мебель или бытовая техника, то оценивается материальное положение пострадавших - размер ежемесячного дохода, наличие кредитных обязательств и других подобных вещей. Но причиненный ущерб должен быть не менее 5 тысяч рублей.

 

- В Сети есть сообщения о неудавшихся поджогах - когда жители вовремя сумели среагировать на возгорание и потушить начинающийся пожар. Как это, например, было в случае поджога в доме на углу Щорса и Попова. Как в таких случаях поступает полиция?

- В данном случае это деяние может быть квалифицировано как покушение на поджог. Ущерб не нанесен по независящим от преступника причинам. Дело может быть возбуждено. Но для этого необходимо обращение пострадавших. Не могу сказать, было ли оно в данном конкретном случае или нет, возможно, проводится доследственная проверка.

 

- Как можно заключить из сообщений о поджогах в социальных сетях, граждане не видят оперативного реагирования правоохранительных органов на них. Более того, говорят об организации самодеятельной охраны от поджигателей. Ведет ли полиция профилактическую работу в этом направлении?

- Конечно, ведет. У нас работают наряды патрульно-постовой службы, не сидят без дела участковые, сотрудники уголовного розыска. Может быть, так оно и должно быть, чтобы такая работа оставалась незамеченной. Мы по каждому случаю отслеживаем информацию, собираем данные о том, кому земля принадлежит, кто собирается что-либо на ней строить. И хочу сказать, что пока мы не обнаружили ни в рамках расследования уголовных дел, ни в ходе доследственных проверок какой-либо заинтересованности возможных застройщиков в имеющихся случаях возгорания домов. Конкретный мотив не прослеживается.

 

Чаще мы имеем дело с лицами без конкретного места жительства, которые беспрепятственно проникают в пустующие дома, разводят там огонь, для обогрева или приготовления пищи. А поскольку часто всё это сопровождается употреблением спиртосодержащих жидкостей, то за огнем никто не следит и происходит пожар.

 

- Насколько сложно установить личность поджигателя?

- Скажем так, мы работаем над этим в каждом конкретном случае.

 

- Вы сказали, что возбуждено 8 уголовных дел. В каждом из них виновные установлены?

- В двух из них личность установлена. По одному подозреваемому, проходящему по двум делам, вина доказана, он находится в розыске. Как только он будет задержан, дело направят в суд.

 

- То есть до этого момента из 8 дел до суда не дойдет ни одно?

- Пока нет. Но могу сказать, что на прошлой неделе возбуждено еще одно уголовное дело по факту поджога дома на ул. Блюхера, 59. Это дело не входит в число восьми, ранее звучавших. Его виновник установлен, задержан и сегодня заключен под арест. Доказательной базы хватит, чтобы привлечь его к суду. Сейчас мы проверяем его на причастность к другим аналогичным преступлениям.

 

- Часто мы видим, что на месте сгоревших домов, пусть и аварийных, и расселенных, появляются новые многоэтажки. Можно ли установить причастность застройщиков к поджогам? Можно ли говорить о заказном характере отдельных таких случаев?

- По своему опыту могу сказать, что по целому ряду дел, связанных с пожарами в расселяемых домах, личность поджигателя мы устанавливаем. Но в ходе расследования, документального подтверждения совершения преступления по «заказу» и связи виновного лица с какой-либо строительной фирмой не выявлено. Во всех восьми возбужденных делах, о которых мы говорили ранее, такие факты не были установлены.

 

- Как сделать так, чтобы поджогов домов стало меньше?

- На мой взгляд, необходимо, чтобы профилактикой данных правонарушений занимались не только сотрудники полиции, но и муниципальная власть. Расселенные дома не должны долгое время стоять, ожидая сноса. Рано или поздно, и скорее рано, чем поздно, они становятся прибежищем для лиц без определенного места жительства. А здесь и до пожара недалеко.

 

И, конечно, никто не снимает ответственности и с сотрудников полиции. Могу сказать, что если бы не было профилактической работы, проводимой нами, то пожаров могло быть значительно больше.

Беседовал Сергей СМОЛИН.

Фото: gorodkirov.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий