Доктор технических наук профессор Виталий Лиханов: «С детства я пошёл по железу»

ОБЩЕСТВО

21 октября 2019 661 0
На печать

 

«Золотая кафедра» Вятской сельхозакадемии под руководством Виталия Лиханова исследует альтернативные виды топлива.

 

«Вятский край» уже не раз рассказывал о Виталии Анатольевиче Лиханове, вятском ученом с мировой известностью, который вместе с преподавателями и аспирантами кафедры тепловых двигателей неустанно работает над их совершенствованием и заменой нефтяного топлива альтернативным. И как в Цветочном городе из книги про Незнайку машины малышей ездили на газировке, так, возможно, и кировские автолюбители скоро смогут вместо все дорожающего нефтяного топлива заправлять автомобили смесью спирта с рапсовым маслом вятского производства.

 

Голубая мечта

 

- Еще лет 10 назад довелось мне побывать на испытании тракторов, работающих на природном газе. Причем они не только не оставляли черного шлейфа, но и даже запаха не было.

 

- Мы эту тему продолжаем и сейчас, - сказал Виталий Анатольевич. - Дело в том, что Россия - самая богатая природным газом страна, а газомоторное топливо не используется в полную меру. Думаю, что это в ближайшей перспективе. Наша кафедра выходит и на другие альтернативные виды топлива. К примеру, сделали трактор чисто на растительном топливе, в котором используются рапс, этиловый и метиловый спирты. Это целый пласт научных исследований, который останется на годы. Тем более что сейчас все результаты: монографии, кандидатские, докторские работы - в электронном виде. Читают нас по всему миру, ссылки на наши работы есть даже в базе «Скопуса». Уже более 20 лет мы работаем в этом направлении. Неслучайно в 2010 году наша кафедра была признана «Золотой кафедрой России».

 

- Ваша мечта, наверное, - внедрение этих исследований?

 

- Россия - самая газодобывающая страна в мире, и у нас меньше всего транспорта ездит на газе. Почему? Все считают, что берешь любой двигатель, ставишь на автомобиль баллоны - и он на природном газе поедет. Ан нет. Поршень может заклинить, или он вообще прогорит. Тут каждую «мелочь» надо исследовать, испытать. Недаром предприятия выпускают готовые двигатели, работающие на газе. К 1990 году в России планировалось ввести в строй 2 миллиона автомобилей на газомоторном топливе! Не получилось, но идея осталась и с новой силой сейчас муссируется.

 

- На какой стадии Ваши разработки?

 

- Нас сейчас интересует применение в качестве моторного топлива растительных масел. Голубая мечта - уйти от нефтяного топлива.

 

В кабинете Виталия Анатольевича большая фотография с выставки «БиоКиров-2015». На ней - демонстрация трактора, работающего на рапсовом масле и этиловом спирте. Гость выставки - Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково». Он явно заинтересовался кировским стендом, увлеченно расспрашивает Лиханова о новинке, а тот объясняет ему принцип работы «железного коня».

 

- А на подсолнечном масле можно ездить? - в шутку спрашиваю я.

 

- Можно, но должна быть соответствующая очистка. Рапсовое масло мы используем вместо дизельного топлива - и получаем экологически чистый выхлоп. Снижаем в 3 раза сажесодержание в отработанных газах. Видели, наверно, какой за «пазиками» черный шлейф бывает? Кстати, в свой день рождения Путин вместе с Сергеем Шойгу поднялся в горы. У президента поинтересовались: а нельзя ли и в Москве сделать чистый воздух? И он заметил, что надо стремиться к этому.

 

В Арабских Эмиратах, к примеру, большегрузы в город не пускают, а мы когда до этого дойдем? В Бразилии миллион автомобилей - на спирте. Китай, Азия, Австралия проводят исследования, как приспособить топливо растительного происхождения для использования в первую очередь в дизелях, так как в дизельном топливе много сажи. А мы газомоторное топливо с 1980-х годов никак внедрить не можем.

 

- Почему же затягивается перевод автотранспорта на газ?

 

- К сожалению, у нас невысокий уровень обеспеченности регионов газом, да и газовых заправок в области пока всего две. К тому же газ воровать нельзя: он под давлением 200 атмосфер - как его скачаешь? А дизельное топливо водители сливают, да еще умудряются под его видом печное продавать. Только что дело по автотранспортному предприятию закончилось, в котором я выступал экспертом. Приспособились в автомобилях печное топливо использовать с ущербом для среды и самих двигателей, через год-другой они бы вышли из строя. А я уже носом чувствую, на каком топливе передо мной, скажем, Камаз проехал, какие альдегиды и чем пахнут. За годы испытаний разных двигателей и без газоанализаторов чувствую токсичные компоненты.

Мотогонки или наука

 

- Виталий Анатольевич, а когда Вы двигателями увлеклись?

 

- С детства мне нравилась техника, особенно велосипеды, моторы. Мечтал сделать карт - двигатель, правда, хотел от бензопилы поставить. Сейчас понимаю, что это была величайшая авантюра! Отец брал меня с собой на работу, помню, напильником что-то в цехе ширкал… Брат у меня - гуманитарий, ну а я пошел по железу. Так получилось, что, когда ему было от 6 до 11 лет, папа воевал на фронте, мама работала в тылу - с утра до вечера в госпитале. И его бабушка воспитывала, а меня - отец.

 

Любимый вид спорта у меня был мотогонки по ледовой дорожке. Сначала в ДОСААФ занимался, а потом ушел в спортивно-технический клуб завода имени Лепсе, три года тренером был. Ездили с ребятами на всероссийские соревнования в Пензу, Кемерово, Абакан. Но когда на 2-м курсе аспирантуры встал вопрос, выполнить норматив мастера спорта по мотогонкам или заняться наукой, я долго мучился, но выбрал науку. А «виноват» в этом мой старший брат.

 

В 1964 году он уехал в Новосибирск работать собкором «Комсомольской правды», а я в весенние каникулы отправился к нему в гости. И первым делом он повел меня в Новосибирский академгородок. И «золотая долина» с двухэтажными коттеджами для академиков (в то время как мы жили с «удобствами» на улице) произвела на меня неизгладимое впечатление. Я понял, что науку государство ценит. И когда я уже был научным сотрудником в сельхозинституте, брат все спрашивал: «А ты защитил кандидатскую? Вон в Новосибирске в 28 лет уже доктора наук». Я оправдывался: у них голова да ручка работают, а мне надо двигатель купить, испытать, расчеты сделать…

 

Помню, на 1-м курсе факультета механизации пришел я в научный кружок к А.Д. Прозоровскому и он первым делом сказал: «Пойдем испытывать топливные насосы». И я всю зиму ходил крутил их на стенде до 9 часов вечера, это была первая моя студенческая научная работа. Потом с докладом выступил, и закрутилось. Защитил кандидатскую, стал работать по заказу Минтракторосельхозмаша СССР. В результате наша кафедра создала первую в стране модель трактора на природном газе. Показали ее на ВДНХ, получили медали. Все это вылилось в докторскую, которую защитил в Санкт-Петербургском аграрном университете.

 

- Не жалеете, что «по железу» пошли?

 

- Нет, но мне повезло, что технику на кафедру купили еще в советское время, что в 1990-е годы стенды для испытаний не разобрали по винтикам. Сейчас на них учатся студенты и аспиранты. Кстати, 25 сентября защитился по тепловым двигателям еще один мой аспирант.

 

Индекс Хирша

 

Всего же Виталий Анатольевич подготовил 21 аспиранта. На его счету более 40 монографий, учебников, ставших настольными книгами для студентов и аспирантов. А индекс Хирша (показатель публикационной активности и цитируемости) у него - 65! В системе Минсельхоза РФ только у одного академика РАН он выше. Лиханов - единственный эксперт по тепловым двигателям в экспертном совете Высшей аттестационной комиссии.

 

Так ученый из глубинки достиг вершин мировой науки. А еще он очень любит цветы. И в саду у него - целое море тюльпанов, пионов и лилий. Они радуют глаз с ранней весны до поздней осени.

 

 

Интервью взяла Вера Ануфриева.

 

P.S. 24 октября, Виталию Анатольевичу Лиханову, заведующему кафедрой тепловых двигателей, проректору по административно-технической работе ВГСХА, исполнится 70 лет. Редакция «ВК» поздравляет его с юбилеем и желает новых научных открытий, здоровья и благополучия.

 

 

 

Досье

 

Виталий Анатольевич Лиханов родился 24 октября 1949 года в городе Кирове. В 1972 году после окончания факультета механизации сельского хозяйства Кировского сельскохозяйственного института работал на кафедре тракторов и автомобилей, а позднее обучался там в аспирантуре. Кандидат технических наук (1982 г.), доцент (1984 г.), доктор технических наук (1999 г.), профессор (2000 г.), академик Российской академии транспорта (2001 г.), Российской академии естествознания (2013 г.). Заслуженный работник высшей школы РФ (2014 г.). С декабря 2003 года В.А. Лиханов - заведующий кафедрой тепловых двигателей, автомобилей и тракторов ВГСХА, а с 2010 г. - проректор по административно-технической работе.

 

Активно занимается научно-исследовательской работой по применению альтернативного топлива и снижению токсичности отработавших газов тракторных дизелей, публикуется в центральной научной печати, выступает на международных, всероссийских и региональных научных конференциях. Виталий Анатольевич - автор и соавтор более 600 работ, в том числе 11 изобретений. Им издано и переиздано в соавторстве 10 учебников и учебных пособий в центральных издательствах, 41 монография. Он соавтор «Учебника тракториста-машиниста третьего класса», вышедшего в издательстве «Колос» и переведенного на французский, эстонский и узбекский языки. Общий тираж опубликованных им книг составил более полумиллиона экземпляров.

 

В.А. Лиханов награжден четырьмя медалями ВДНХ. Под его руководством выполнены работы, за которые ВГСХА удостоена двух бронзовых медалей на российских агропромышленных выставках «Золотая осень».

 

Виталий Анатольевич избирался депутатом Кировского областного Совета народных депутатов и членом президиума областного Совета. Кроме того, он бессменный президент Вятского научного общества учащихся «Вектор», лауреат премии им. С.М. Кирова и премии Кировской области.

 

Анкета «ВК»  

                          

Возраст. 70 лет.

 

Родители. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь, до выхода на пенсию, отработала в госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны. Папа - Анатолий Николаевич - механик, фронтовик (с августа 1941-го по август 1946-го, после окончания войны еще год восстанавливал КВЖД). В этом году маме исполнилось бы 105 лет, а папе - 110.

 

Образование. Высшее, инженер-механик, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта и Российской академии естествознания, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

 

Самое яркое воспоминание детства. Как чуть не утонул в Ежовке, катаясь на льдине, которую отпилил ручной пилой. Это было на весенних каникулах, а льдина оказалась слишком маленькой...

 

Самое недавнее достижение. Недавно приехал с защиты диссертации своего двадцать первого аспиранта.

 

Самый ценный совет, который Вы получили в своей жизни. Надо учиться.

 

Самое неприятное решение, которое приходилось принимать на работе. Сокращать сотрудников, сам себя ненавидишь.

 

Какую цель Вы ставите в своем нынешнем положении? Работать и преподавать, готовить аспирантов, «добрать» до 25 человек.

 

Собственником чего Вы являетесь? На меня первую анонимку написали в обком КПСС в 1980 году, поэтому у меня только гараж в 20 квадратных метров.

 

Работа, о которой мечтали. Быть ученым, исследователем. Всё сбылось.

 

Историческая личность, которая особо Вас интересует. Алексей Михайлович Романов, отец Петра Первого, благодаря романам писателя Владислава Бахревского, с которым лично знаком.

 

Любимый праздник. 9-е Мая.

 

Ваш девиз, которого придерживаетесь в жизни. Не надо стоять на месте.

 

Любимое место отдыха. В вятском лесу.

 

Любимый фильм. «Белое солнце пустыни».

 

Допустим, Вы могли бы получить свой портрет от любого, самого знаменитого художника. Кого бы Вы выбрали? Александра Шилова.

 

Любимое занятие. Ездить на автомобиле.

 

Любимый цветок. Пион «Сара Бернар».

 

Ваше любимое место в Вятке. Ротонда Витберга в Алекандровском саду.

 

Ваше пожелание себе, стране, миру. Благополучия.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий