До гудка паровозного. Из истории строительства железной дороги в Вятской губернии

ОБЩЕСТВО

04 марта 2019 1677 0
На печать

 

Когда проезжаешь мимо вокзала станции Киров-Котласский, поневоле обратишь внимание на его «стать архитектурную», некое величие по сравнению со стоящими поодаль серыми девятиэтажками. Здание как бы напоминает: с него, краснокаменного красавца, и началась история железных дорог Вятской губернии.

 

На свой очередной «Краеведческий четверг» областная научная библиотека им. Герцена пригласила известного вятского краеведа, почетного архивиста России Владимира Сергеевича Жаравина. И повод был: у него вышла книга об истории строительства железных дорог Вятки. Как он сам написал в предисловии, это одна из его любимых тем. Да и с газетой «Вятский край» непосредственно связана: в 1993 году автор пришел к журналисту «ВК» Светлане Шешиной и принес первые публикации по «железке». А потом, став организатором музея железнодорожного транспорта, с любимой темой уже не расставался. «Я ждал, что кто-нибудь напишет книгу об этом, но, не дождавшись, собрался сам», - заметил давний друг газеты.

 

Зрители (а их собралось немало) с интересом слушали краеведа, ведь о некоторых эпизодах из жизни земли Вятской многие узнали впервые.

 

С чего всё началось?

Почти 150 лет назад, в марте 1858 года, в газете «Вятские губернские ведомости» появилась статья «О соединении рек Вятки и Северной Двины железной дорогой». Ее автор Александр Кузнецов откликнулся на принятую правительством России программу строительства железных дорог в стране. Он писал:
«Определить исходные пункты дороги можно без затруднений. Города, производящие закупки, стоят по течению р. Вятки, - средоточием путей к ним служит город Орлов. Удобнейший же путь по Двине начинается с деревни Котлас при впадении реки Вычегды». По существу, в данной статье содержится первый проект будущей Пермь-Котласской железной дороги.

 

Александр Назарович Кузнецов занимался торговлей, в 1860 - 1870-х годах - купец 1-й гильдии, позднее - 2-й. В 1867 году в Вятской губернии было создано земство. Первым председателем губернской управы избрали М. Синцова, врача из Орлова, разделявшего взгляды А. Кузнецова. На одном из первых заседаний он выступил с докладом по строительству железной дороги до Архангельска. М. Синцова поддержал вятский губернатор Н.В. Компанейщиков. Земское собрание решило приступить к изучению этого вопроса и обратилось в Архангельск с предложением о взаимной работе. Архангельское губернское собрание также выступило за Вятско-Двинскую железную дорогу.

 

- Но архангельские купцы пошли дальше, - рассказывал Владимир Жаравин. - Они собрали по подписке 5 тысяч рублей для проведения изыскательских работ. И с этой целью пригласили инженеров МПС Шмидта и Генстена. В ноябре 1867 года инженеры прибыли в Вятку. В губернской управе при участии торгующего с Архангельском купечества провели совещание о начальном пункте, от которого должны отправиться специалисты. Единодушно решили: Орлов, чтобы не строить мост через р. Вятку. В пути инженеров должен был сопровождать служащий орловской уездной управы, на непредвиденные расходы которому А.Н. Кузнецов пожертвовал 50 рублей. Земский техник Семён Моралёв позднее писал: по глубокому снегу они прошли 300 вёрст от Двины, нанося на карту линию будущей дороги, везде встречая радостные ожидания местных жителей и их помощь...

 

Результат деятельности губернского земского собрания первого созыва - решение правительства «О высочайше утверждённых линиях железных дорог», в котором в числе прочего запланировано строительство в 1870-х годах железной дороги между реками Вяткой и Двиной.

 

Александр Кузнецов не забыт и сегодня. Орловская городская библиотека с 2001 года носит его имя. В доме, где жил меценат, располагается Орловский краеведческий музей, в котором хранится портрет замечательного человека...

 

Витте - почётный гражданин Вятки

Практически все железные дороги через нашу область проложены при царствовании Николая Второго - ветки от Вятки до Котласа, Перми, от города Вятские Поляны. Обе входили в состав Пермь-Котласской железной дороги, построенной в конце XIX века. В 1895 г. государь подписал указ о дороге Пермь - Котлас через Вятку. Большую роль в этом важном для Вятского края событии сыграл министр финансов С.Ю. Витте. Именно он добился выделения средств из госказны на постройку железной дороги длиной 812 вёрст, считая очень важным для России развитие северного края.

 

В госархиве есть поздравительная телеграмма министра вятскому губернатору (от 4 мая 1895 г.) по случаю начала строительства Пермь-Котласской железной дороги, доклад городского головы с предложением присвоить Витте, «способствовавшему развитию северо-восточного края, лишённого удобных путей сообщения», звание почётного гражданина Вятки. Что и было сделано.

 

 19 августа 1895 г. у города Вятки состоялось торжественное открытие работ по сооружению железной дороги. Весной 1897 г. было заложено здание главного железнодорожного вокзала губернии, возведение его было завершено уже к концу года. Для того времени вятский вокзал был очень хорошо устроен: имел водопровод, телеграф, телефон. Позднее появилось электричество.

 

 21 октября 1897 г. состоялось торжественное открытие вокзала «Вятка» и открытие кассы для продажи проездных билетов на первый пассажирский поезд Вятка - Глазов, который отошел от перрона в 9 часов утра, положив начало железнодорожному сообщению по территории Вятского края.

 

Где Зуевкой пугали

- Это тоже интересный факт, - подчеркивал Владимир Жаравин. - До сих пор, приезжая в Зуевку, слышишь различные байки - одну забавнее другой…

 

А было так. В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым все необходимые материалы доставляли по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу и в Вятку, сплавляли готовую продукцию. Владельцев же устраивало такое положение - позволяло держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. У будущей станции появлялся конкурент, куда могли уйти поденщики (зарплата на «железке» составляла 50 - 60 копеек, им же платили по 15 - 20). Фабриканты не жалели средств на угощение и взятки, чтобы задобрить инженера по изыскательским работам с целью отвести подальше место строительства новой станции. «Спец» оказался сговорчивым и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал вокзал почти посредине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником.

 

Весьма неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 г. приехали возводить станцию. Жители д. Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых местах: там тонула скотина, терялись люди. Новую станцию с паровозным депо заложили в 1896 г., спустя два года дали название - Зуевка.

 

Сохранились интересные воспоминания. Например, местная жительница Никулина рассказывала: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи: пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд где надо». Бывало и так - просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон березки хороши, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. Бригада, все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку»...

 

Шпала за шпалой

Таким же образом ставили препоны влиятельные лица губернии при проведении железной дороги и в других местах. Например, станцию Мураши построили на два километра ближе к Котласу, чем изначально планировалось, тоже на сыром и болотистом месте.

 

Железная дорога от Вятки до Перми имела некоторые недостатки, не устраивавшие купцов и промышленников. Кроме того, им нужно было железнодорожное сообщение со столицами страны. Вскоре на стол государю легло ходатайство от вятчан о желании строительства железнодорожной ветки от Вятки до Петербурга. Царь не отказал, выделил необходимые средства. В 1902 г. началось строительство этой железнодорожной линии, завершившееся спустя четыре года. В то же время в Вятке был построен новый железнодорожный вокзал, названный Петербургским.

 

Свеча место указала

В Котельничском уезде железная дорога должна была пройти через с. Юма, но её проложили в другом месте: против высказалось духовенство. Местные священники опасались, что зловонные паровозы осквернят землю. По легенде, чтобы откупиться от строительства через Юму, священники дали устроителям «на лапу» и договорились проложить дорогу южнее. Кто-то из священников взял свечу и пошел в сторону от села. Решили: где пламя погаснет, там и станции быть. Погасла свечка на месте нынешней станции Свеча…

 

В 1906 году строительство железной дороги через Свечу - Котельнич - Вятку завершили.
3 марта 1906 г. с нового вятского вокзала ушел первый пассажирский поезд до Вологды: Вятка впервые соединилась с Москвой, Питером, Уралом и Сибирью. В свою очередь, обе столицы страны через Вятку соединились с Уралом и Сибирью.

 

Появились многие современные поселки, тогда еще просто станции - от Лузы и Свечи до Зуевки и Фаленок. На всем протяжении дороги построено множество ж/д мастерских, ведомственных училищ, больниц и библиотек.

 

Слободской и другие

Владимир Жаравин рассказал и о ветке Яр - Фосфоритная, которую впоследствии закрыли: построили с большими нарушениями, и о том, как проложили дорогу на Слободской.

 

- Поезда ходили со скоростью пять верст в час. В годы Великой Отечественной войны слободская железная дорога работала на нужды фронта: по ней уезжали на войну слобожане, доставляли грузы, привозили раненых. И после войны железная дорога активно действовала вплоть до 1962 года, когда в районе Кирова был построен мост через реку Вятку: из Слободского в областной центр пошли автобусы - и необходимость в пассажирских перевозках по «железке» отпала…

 

А каким бы процветающим, по словам краеведа, мог стать
г. Лальск - старинный, богатый (тоже хотели провести ветку). Планов по строительству железной дороги в различные города Вятки было немало - в Царёвококшайск, Нолинск, Уржум, Малмыж… Но время все расставило на свои места.

 

Подготовил А. ВЯТКИН.

 

P.S. В последний раз вопрос о проведении железной дороги через юг Вятской губернии обсуждался в 1917 г. 17 июня в Петрограде комиссия по сооружению новых железных дорог выдвинула проект участка Кострома - Яранск - Уржум - Красноуфимск. Осуществись он, ветка соединила бы юг губернии с Петроградом, Москвой, Казанью, Уралом, но - увы…

 

В советское время железные дороги строились уже мало, в основном мы до сих пор пользуемся тем, что сделано ранее. В нашей области с 1917 г. проложены только четыре второстепенные ветки: Луза - Подосиновец, Яр - Фосфоритная и две на Яранск - от Йошкар-Олы и Шахуньи.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также