Дирижер военного оркестра «Северная звезда» Александр Гаврилин: «Мы - это не просто марши на плацу»

КУЛЬТУРА

10 апреля 2018 1438 0
На печать

Капитан Александр Гаврилин разрушил стереотипы о том, что дирижёр духового оркестра - не от мира сего, а еще это «дудки», марши и обязательно руки в белых перчатках. Военный оркестр «Северная звезда» - с недавних пор подразделение Кировского соединения войск национальной гвардии РФ. Дирижёр Александр Гаврилин сказал переменам: «Есть!» И все увидели результат.

 

Вообще-то, Сан Саныч пианист - по начальному образованию. И два десятилетия назад вся семейная индустрия работала на него и его старшего брата - в смысле музыкального воспитания. Саша никогда не думал, что его пальцы представляют какую-то особую ценность, не считал концерты Рахманинова лучшей музыкой на свете и не изнурял себя этюдами Черни, но тем не менее был ребёнком амбициозным, «конкурсным», и за это ему всё прощали (как, впрочем, и в жизни вообще - «конкурсных» любят, вы замечали?). У амбициозных мальчиков-пианистов особое дыхание и энергия, они музыку чувствуют не как другие - и неважно, сколько им лет. А ещё он отлично понимал, что из ульяновской музыкальной школы никто его в Центральную музыкальную школу не пригласит. Но всё решил случай. И, забегая вперёд, доложу вам, что у преподавателей Московской консерватории и академии им. Гнесиных Александр Гаврилин всё-таки поучился. Но уже в качестве курсанта Московской военной консерватории.

 

А когда Саша был маленький, по второму каналу местной ГТРК промелькнула заставка перед программой «Время», он увидел оркестр Поля Мориа. И влюбился. Стал просить отца: «Своди меня на симфонический концерт».

 

Александр Гаврилин-старший испугался за рассудок малолетнего сына, но в филармонию его всё-таки повели. И ожидания ребёнка не оправдались. В его голове звучала лёгкость, ненавязчивость и радость жизни. А попал он на позднего Бетховена. Омрачённый Саша крутился-вертелся и после концерта сказал, что ему больше всего понравилась пицца в буфете. Мама огорчилась. Но в музыкальную школу он тем не менее пошёл по любви. Из-за Игоря Николаева - который «поздравляю и счастья тебе желаю». И девчонки на подпевке...

 

Саша никогда не ставил себе цели быть великим пианистом. Он хотел быть дирижёром. Потому что дирижёр - это не просто профессионал, музыкант, управляющий оркестром, это еще и артист, на которого смотрит весь зал. Любое его движение моментально улавливается музыкантами. Кумирами были Владимир Федосеев с его статью и сдержанной красотой и Владимир Спиваков с бурей эмоций и улыбкой. Музыка должна дать человеку то, что отняла у него жизнь, - в этом весь Спиваков! Конечно, студент Гаврилин загорелся.

 

«С педагогами в училище мне повезло. Мы много общались не только в плане музыки, - вспоминает Александр Александрович. - И плюсы своей будущей профессии ощутили довольно рано. Ну, прежде всего, военный дирижёр - он такой один в полку, он, можно сказать, министр культуры воинской части и является образцом поведения для других офицеров. Хотя, признаюсь, я очень эмоциональный человек и в процессе репетиций иногда выхожу за рамки - нет-нет, дело не в ругани и не в том, что я ломаю палочку в руках».

 

Дирижёра Гаврилина, например, могут вывести из себя грустные лица и неправильно сыгранные ноты, фальшь в звучании. Ему нужно, чтобы оркестранты понимали, какую музыку они играют.

 

Ещё дирижёр Гаврилин может выйти из себя, когда музыкант талантлив, но лентяй. Когда человек не хочет себя развивать, не берёт инструмент, не играет, когда остановился - типа «я окончил музыкальное училище, мне этого достаточно». Недостаточно!

 

Вообще-то, у музыкантов военного оркестра восьмичасовой рабочий день. Утром они проводят развод на плацу, потом приходят на одиночную подготовку - разыгрываются на музыкальном инструменте, повторяют свою партию, что-то доучивают. В каждой группе есть концертмейстер, он руководит своими «подчинёнными», скажем так. С десяти до часа дня идёт оркестровая подготовка, с оркестром занимается дирижёр. После обеда - ансамблевая подготовка и приём оркестровых партий. Кроме того, огневая подготовка и физическая… На этом рабочий день заканчивается. Иногда!

 

«Для музыканта, знающего себе цену, вопрос «я в профессии всё умею и могу» не стоит, - уверен Александр Гаврилин. - Любому музыканту есть над чем работать. Конкурс в наш оркестр очень высокий, потому что мы постоянно где-то выступаем, гастролируем, у нас вечные проекты, планы. И если музыкант в профессиональном плане не подготовлен, у меня и концертмейстеров просто нет времени на то, чтобы с ним учить азы исполнительской профессии, как с учеником музыкальной школы. Вот тебе ноты - играй! Люди должны быть настроены на саморазвитие. У меня есть музыканты, которым будь здоров сколько лет, они на своём жизненном пути столько повидали, что мне в мои двадцать девять это и не снилось. Я не стесняюсь у них просить совета, тем более что в оркестре присутствуют музыканты, преподающие в музыкальном училище, - для меня большое удовольствие работать с ними.

 

Должен заметить, что в оркестре есть группа единомышленников, благодаря которым наш оркестр и добивается высоких показателей. Это заслуженный работник культуры Кировской области, концертмейстер оркестра старший прапорщик Эдуард Смигельский, заслуженный работник культуры Кировской области концертмейстер оркестра старший прапорщик Сергей Терехов, концертмейстер оркестра старший прапорщик Юрий Чарушин, старшина оркестра старший прапорщик Игорь Леушин. Безусловно, эти военнослужащие являются ведущими специалистами. Конечно, есть музыканты не менее талантливые, но им необходимо расти в профессиональном плане, обязательно поступать в высшие музыкальные учебные заведения. Особенно приятно, что у нас есть военнослужащие, которые желают продолжить свое обучение на военного дирижера в Москве. Значит, их привлекает профессия, в которую я когда-то влюбился».

 

Он на своей волне - музыка, музыка, музыка. Это несомненный плюс. А минусы - когда дирижёр не знает, что делать с оркестром. Это самое страшное, но это - не про Гаврилина. «Ведь для многих узкая информация о сути военного оркестра - ложная, - горячится Сан Саныч. - Мы - это не просто марши на плацу, мы - это произведения любых жанров и направлений. Конечно, всё зависит от дирижёра. Да, я жёсткий. Но я знаю, чего хочу. Самый главный какой показатель? Когда на твои концерты - аншлаг! Это значит - ты идёшь в нужном направлении. Пять лет назад, до меня, здесь был талантливый дирижёр - подполковник Азат Шахмухаметов. Он вдохнул в оркестр новую жизнь. У «Северной звезды» появилась новая публика. А я решил эту публику еще и омолодить. Мне хотелось, чтобы девушки и парни лет 25-ти тоже услышали духовой оркестр. Но как их заинтересовать, когда везде Интернет? Как показать им, что живая музыка - это классно?

 

На мой взгляд, у нас есть замечательный козырь - советские песни. Они писались либо в состоянии влюбленности, либо когда любовь уже ушла. В каждой из них живёт душа, каждая написана на стихи хороших поэтов прекрасными композиторами, каждая проверена временем. Мы учимся читать эти песни по-своему, играем их в непривычных для зрителей аранжировках. Конечно, сейчас жизнь идёт в другом ритме. Мы стараемся идти в ногу со временем, не забывая и не отрицая традиций. И публика нас поняла, народ к нам пошёл, молодёжь к нам тянется. Нет такого концертного зала в городе, нет таких массовых мероприятий, где бы мы не играли, и каждый раз мы готовим новую программу. Нам интересно удивлять своего зрителя».

 

Конечно, эмоциональность у Александра Гаврилина зашкаливает. Зато он никого не копирует и не копировал никогда. Дирижирует как чувствует. Он смеётся, что ему музыканты на первых порах «Ново-Пассит» в чай подливали, чтобы он немножко успокоился. Энергичный. Харизматичный. Никто не мог его сломать ни в пору ученичества, ни сейчас. Не получается ни у кого. «Я не диктатор по натуре, я тиран, - застенчиво признаётся дирижёр и тут же добавляет: - Нет-нет, я лояльный на самом-то деле. Но никому не позволю садиться себе на шею или не выполнять мои распоряжения. А ещё хуже - сомневаться в них. Вот этого я терпеть не могу. Ставить под сомнение решения командира - это неприемлемо».

 

Он никому не завидует, считает, что каждый занимает свою нишу. Кировский оркестр - второй в его жизни. Первый был на Урале, девять ярких месяцев службы в нём он будет вспоминать всегда. И Вятская земля в его жизни - навсегда. Как бы там дальше ни сложилось.

 

«Я на втором курсе в училище писал сочинение на тему «Кем вы хотите быть?». Ну и написал: «Я окончу это училище, поступлю в Московскую военную консерваторию, распределюсь в военный оркестр, стану генералом, а потом стану министром культуры Ульяновской области». Почему не России? А потому, что, где ты родился, там и пригодился. Все педагоги над моим сочинением смеялись. Недавно приезжал в своё училище на первое сентября - и из педагогов-то уже никто не смеётся!

 

А про музыку - есть один такой момент. Я с годами, как мне кажется,  научился владеть собой, своими эмоциями, своей энергией и правильно её распределять. Считаю пять лет службы в Кирове яркой страницей своей творческой жизни.

 

«Северную звезду» стали узнавать и приглашать на различные мероприятия. И как заметил главный федеральный инспектор по Кировской области Владимир Климов: «Если в мероприятии участвует оркестр «Северная звезда», то статус этого события становится в разы выше». Первые лица области, города знают в лицо каждого музыканта нашего оркестра и при встрече интересуются, как протекает творческая жизнь коллектива и чем на этот раз «Северная звезда» будет удивлять. В нашем оркестре есть яркие и талантливые исполнители: концертмейстер оркестра старший прапорщик Михаил Корнев и солист оркестра старший сержант Николай Переславцев, который уже более 30 лет дарит свою любовь и искусство зрителям. Свои солисты - это хорошо, но мы шагнули дальше и стали приглашать выступить в качестве солистов музыкантов всероссийского и мирового уровня. Это дорого, но это бесценный опыт для музыкантов. А самый памятный концерт? У меня такого не было. И это хорошо. Это значит, он у меня ещё впереди».

 

В офицерском клубе все стены увешаны грамотами, полученными «Северной звездой». У каждой грамоты - своя история, каждая по-особенному дорога. Но самые ценные дирижёр Гаврилин не показывает никому, он хранит их в специальной папочке на окне.

 

«Наверное, я счастливый человек, потому что я люблю свою профессию. В одном интервью я сказал: дирижёру ещё и в том счастье, что его окружает много красивых женщин. Шутка, конечно. Хотя это правда - окружают. Солистки приходят, да и по городу идёшь в форме - на тебя внимание обращают. Но в действительности самое большое удовольствие получаешь от процесса творчества, от своих задумок. Конечно, признание мы, как люди творческие, ищем и находим, и это логично и здорово».

 

А ещё дирижёр Гаврилин - великий романтик. Каждый год, когда зарождается весна, он уезжает на своей машине в ночь, чтобы попить кофе где-нибудь в пригородной кофейне под Йошкар-Олой, пролистать в одиночестве за столиком всю жизнь, обдумать новые проекты и... вернуться обратно.

 

Ирина КУШОВА.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий