День учителя: как его встретили в Кировской области?

ОБЩЕСТВО

12 октября 2016 304 0
На печать

5 октября в России по традиции отметили один из самых любимых в народе праздников - День учителя. О сегодняшнем состоянии образования в Кировской области, его перспективах, месте и роли учителя в обществе - наш разговор с и.о. министра образования Кировской области Александром ИЗМАЙЛОВЫМ.

 

- Александр Михайлович, вот уже месяц, как начался новый учебный год. Кроме этого, у вас, да и у всех нас, новый министр образования России, а в Кировской области - новый врио губернатора. Очевидно, что многие устоявшиеся взгляды и подходы, в том числе на проблемы образования, будут меняться.

 

- Действительно, лейтмотивом этого учебного года стало слово «новый». Новый министр, новые стандарты, новые учебники, новые подходы к организации образовательного процесса. Однако «зацикливаться» на одной только новизне я бы не стал. Мне очень нравится высказывание русского философа Владимира Сергеевича Соловьева о том, что образование должно быть одновременно и революционным, и консервативным. Консервативным в смысле сохранения традиций, всего того хорошего и полезного, что было создано нашими предшественниками. И я считаю, нам это удается. Система образования Кировской области сегодня работает стабильно и показывает традиционно высокие результаты. Это признают и в Рособрнадзоре, и в Министерстве образования. Есть конкретные примеры, подтверждающие это. Выпускник нашего физматлицея Саша Артемьев стал лучшим теоретиком-физиком на всей планете. Наши ребята из учреждений среднего профессионального образования стали победителями чемпионата рабочих специальностей по стандартам «Ворлдскиллс» в компетенции механиков. В прошлом году наша учительница стала одной из лучших в России и вошла в первую пятерку на конкурсе «Учитель года». Причем это была учительница из сельской школы Нагорского района. И в этом году на только что закончившемся аналогичном конкурсе учительница английского языка из кирово-чепецкой гимназии вошла в  число 15 лучших по стране и была удостоена встречи с президентом В.В. Путиным. Поэтому подчеркну еще раз: сегодня мы стабильно работаем и наши дети в Кировской области получают стабильно хорошее образование.

 

- И всё же чего нового ждать от этого учебного года? Такого, что коснется не вас, как управленцев, а практических учителей, обычные школы, простых учеников, их родителей?

 

- Первое - это то, что мы продолжаем осваивать новые федеральные государственные стандарты. Сегодня седьмые классы государственных школ и все шестые классы  муниципальных школ перешли на новые стандарты. Что это такое? Это новые технологии, это новое содержание, это новые методики. Кроме того, с 1 сентября этого года все ребятишки с ограниченными возможностями здоровья тоже перешли обучаться на новые федеральные государственные стандарты. Самая главная идея, заложенная в основу этих стандартов, - нет необучаемых детей. Все дети обучаемы. По каждому уровню и способностям тех детей, которые приходят сегодня в наши школы, мы должны прописать ту или иную индивидуальную образовательную программу. Иными словами, «на выходе» мы кого-то должны научить работать на токарном станке, а кого-то - высшей математике. У нас есть массовые школы, есть школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии, у нас есть коррекционные школы 7 - 8 видов, и каждому ребенку, который приходит в тот или иной вид образовательной организации, должны «нарисовать» его образовательную траекторию.

 

- Новый министр образования на недавнем заседании говорил о том, что стандарты - стандартами, но их надо сейчас наполнять конкретным содержанием. То есть это о чем говорит: рамки какие-то определили, а что в этих рамках - непонятно?

 

- Действительно, на последнем совещании, которое было неделю назад, новый министр Ольга Юрьевна Васильева говорила о наполнении образования содержанием  как о стратегической задаче. Я бы обратил внимание еще на один очень важный вопрос, озвученный на том совещании, - о возвращении в единое образовательное пространство РФ. Да, и раньше это декларировалось, но было ли оно, это образовательное пространство, действительно единым - большой вопрос. Поэтому мы сегодня возвращаемся к уменьшению количества учебников по тому или иному предмету, и это уже огромный плюс. Существует такое явление, как миграция населения. Сегодня семья живет в одной области и их дети обучаются по одному учебнику, по одному методическому комплексу, а если вдруг по тем или иным причинам они переезжают в другую область - там абсолютно другие методики. Хотя стандарт один, а учебник другой. В результате ребенок попадает в некомфортную ситуацию.

 

- Что говорить про разные регионы, у нас есть примеры, когда в параллельных классах одной школы по разным учебникам учили.

 

- Совершенно верно. Когда пять лет назад мы стали изучать эту ситуацию, то пришли к выводу, что эту вакханалию надо прекращать, и сразу начали это делать. Поэтому то, о чем министр говорит сегодня, мы начали делать еще вчера. И сегодня мы постепенно приходим к тому, что те или иные образовательные организации по тому или иному предмету должны работать по единому учебнику. Только надо понимать, что это очень непростой и достаточно долгосрочный процесс, поскольку, хотим мы или не хотим, есть нормы закона. Сегодня школа определяет, по какому учебнику, по какому методическому комплексу она будет работать. Мы не можем просто приказать. И наша задача - убедить учителей, директоров в необходимости вместе работать над созданием того самого единого образовательного пространства.

 

- Убеждать-то вы их как будете? Например, есть семь учебников химии для седьмого класса. Вот вы смотрите и говорите: «Чтобы было «единое пространство», используйте только три?»

 

- Сегодня у нас в институте развития образования создано учебно-методическое объединение. Практически по всем предметным областям созданы ассоциации учителей: русского языка, литературы, географии, биологии и т. д. Именно эти люди, что называется - независимые эксперты, которые приходят в классы обучать, и должны в рамках профессионального сообщества принять решение, какой учебник самый лучший. То есть это должно быть общее решение всех учителей Кировской области о том, по какому учебнику они будут работать, какой учебник на сегодня и более соответствует стандарту образования, и дает качественный результат.

 

- Чтобы закончить тему учебников: Александр Михайлович, буквально на прошлой неделе прошла информация о том, что бесплатных учебников в Кировской области всем не хватило. В сети Интернет даже были выложены фотографии - как в некоторых школах дети учатся по распечатанным на принтерах учебникам. Сколько у нас таких школ?

 

- У нас сегодня общее количество обеспеченных бесплатными учебниками за счет средств областного и муниципального бюджетов приближается к 98 процентам. Вот эти оставшиеся 2 процента мы сегодня действительно не смогли обеспечить. Но надо отметить сразу две позиции. Первая - несмотря на сложности с областным бюджетом, нам удалось, и нас в этом поддержало правительство, 33 миллиона рублей направить на закупку учебников централизованно. Кроме того, сегодня директора школ могут приобретать учебники за счет денег, которые идут на реализацию госстандарта.

 

- А какова на сегодня ситуация с зарплатой у учителей? Вы, наверное, читаете посты в сети Интернет одного из директоров школ Игоря Олина. «Вятский край» часто публикует его выступления и на своих страницах. Так вот, один из последних постов он так и назвал: «Врио наврал», говоря о том, что у них реальная учительская зарплата снизилась на 3 - 6 тысяч рублей. Сократили и убрали доплаты, надбавки, а ответ из правительства был таков, что отменить это постановление сегодня невозможно: денег нет.

 

- Действительно, есть такой директор, это школа в поселке Вахруши Слободского района. Здесь два важных момента. Первая задача, которая касается заработной платы и была сформулирована в майских указах президента, нами выполняется и безусловно будет выполняться. Вторая позиция сформулирована в постановлении Правительства РФ. Там указано, что заработная плата учителя сегодня должна быть не меньше заработной платы аналогичного периода 2015 года при условии выполнения аналогичного объема работы. То есть мы должны понимать: если я в прошлом году вел 20 часов в неделю и получал 20 тысяч рублей, то, если в этом году я веду 15 часов, 20 тысяч я не получу. Сегодня мы проводим мониторинг по этим обращениям, а они идут не только из Вахрушей, но и из других школ, в плане того, чтобы понять, в результате чего складывается такая ситуация. Хочу напомнить, что в марте этого года мы совместно с областным министерством финансов направили во все образовательные учреждения письма с требованием пересмотреть и привести в соответствие с разработанными нами рекомендациями их штатные расписания. Чего греха таить, у нас есть, вернее, уже был ряд школ, где количество заместителей директоров было неоправданно большим - по 5 - 6 человек. Вопрос: чем они занимались и за что им платили зарплату? Или, например, в некоторых образовательных организациях заработная плата учителя остается той же, что и была, - прежней, а вот зарплата руководителя растет. Спрашивается, почему так происходит и за счет каких средств? Думаю, ответы на эти вопросы мы дадим в самое ближайшее время. Уже на следующей неделе мы с нашими специалистами, которые занимаются финансовой политикой в системе образования, начнем встречаться с руководителями тех муниципальных образований, где складывается подобная ситуация. В том числе и в Слободском районе.

 

- Еще один важный вопрос - подготовка педагогических кадров для школ области. Сначала Кировский пединститут, старейший вуз области, добровольно лишился в своем названии слова «педагогический», став гуманитарным, тем самым фактически отказавшись от статуса профильного. А теперь его и вовсе присоединили к бывшему политеху. Кто же теперь учит будущих учителей и каково качество их подготовки? 

 

- Мне бы не хотелось говорить, что мой родной педагогический институт, гуманитарный университет, был к кому-то присо­единен. Нужно понимать, что произошло объединение двух равных университетов. Это первая позиция. Вторая позиция. Сего­дня с точки зрения подготовки педагогических кадров мы работаем с опорным вузом. Меня порадовало выступление Валентина Николаевича Пугача на нашем педагогическом совещании в августе, в котором он за­явил, что они готовы работать. С гуманитарным университетом у нас была наработана очень хорошая практика взаимодействия, были интересные и успешные программы. Все они продолжаются и сегодня.

 

Например, проект «50 лучших выпускников - будущих учителей»: пятьдесят ребят, которые приходили на педагогические специальности и после окончания учебы шли работать в школы (преимущественно сельские), ежемесячно получали из областного бюджета дополнительную стипендию в размере 5 тысяч рублей. Сегодня Министерство образования и науки РФ объявило несколько другое направление, другое действие: от целевого приема к целевому обучению. Что это такое? Речь идет о том, что студенты первые два года обучаются на общих основаниях. И уже после второго курса, когда студенты убедились, что правильно выбрали для себя профессию, с ними заключают договор о том, что они готовы по окончании университета отработать определенное количество лет в той конкретной школе, где этот специалист действительно нужен. Область же берет на себя обязательство их материально стимулировать. Только, раз учиться на этих условиях предстоит не пять, а три года, ежемесячная выплата соответственно может быть больше, чем сегодня.

 

Важно и то, что руководство опорного вуза четко обозначило свою позицию: сокращения бюджетных мест на педагогические специальности не планируется. Всё это также создает предпосылки для стабильного развития системы образования в нашей области. Лично меня очень радует то, что за последние 3 года количество молодых ребят, которые закончили обучение по педагогическим специальностям, у нас возросло на 27%. По официальным данным (давал еще гуманитарный университет), порядка 70% этих выпускников шли работать в школы, в том числе сельские.

 

Отдельный вопрос - о качестве получаемых знаний и навыков и способности выпускников успешно применить их на практике. В бывшем гуманитарном университете был создан совет по педобразованию. Я глубоко убежден, что он должен и дальше работать. Почему? Потому, что он объ­единяет заинтересованных людей, которые много лет работают в системе образования. В этот совет входят и школы, и лицеи, и педагогические колледжи. Это именно то сообщество, которое понимает, каким должен выходить учитель из стен вуза, чтобы успешно работать в школе. А ведь это сегодня важно, как никогда. Об этом уже говорят во всеуслышание, в том числе новый министр образования Васильева: сегодня педагогическое образование не соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляет школа. Прежде всего это касается практической готовности выпускников. Они замечательно сегодня готовы с точки зрения теории, а как написать конспект, как провести урок, как сформулировать и достичь триединой дидактической цели - к сожалению, это сегодня требует доработки. Почему сейчас учителя и говорят, что ребята, которые приходят из педагогических колледжей, где наиболее практико-ориентированое обучение, гораздо больше подготовлены для работы в школе, чем выпускники вуза.

 

- В начале нашей беседы, говоря о всём том новом, что принес нынешний учебный год, мы упомянули и нового руководителя региона. Была ли у вас уже возможность обсудить с Игорем Владимировичем Васильевым какие-то наиболее проблемные вопросы в сфере образования и какова его реакция?

 

- Реакция абсолютно положительная. У нас действительно состоялась обстоятельная беседа с Игорем Владимировичем, в которой было обозначено, что такое образование в Кировской области вообще, какие его достижения, проблемы, которые необходимо решать. По результату этой встречи были даны поручения для разработки конкретных предложений по решению тех или иных проблем.

 

- Насколько я знаю, у врио губернатора несколько иная манера в рассмотрении вопросов, нежели у его предшественника. Его не интересуют «парадные» отчеты, нужно говорить о проблемах и предлагать пути их решения. О каких конкретных проблемах докладывали вы?

 

- Поскольку наша встреча состоялась в августе, первый вопрос, который мы обсудили, - это подготовка школ к новому учебному году. Причем я очень рад, что были приглашены люди, от которых зависит эта подготовка: представители МЧС, Роспо­требнадзора, министерства образования. Мы вычленили ряд проблем, которые нам на перспективу надо решать. Если сегодня МЧС говорит, что автоматическая противопожарная сигнализация уже морально устаревает и ее необходимо будет менять, врио губернатора дает четкое поручение разработать проект, сколько необходимо денег, как, где и в какие сроки поэтапно будет проводиться замена этой сигнализации. Всё предельно четко, и мы сразу выходим в практическую плоскость - на уровне цифр, на уровне сроков, на уровне исполнителей той или иной задачи.

 

Вторая основная проблема - это содержание наших муниципальных образовательных организаций. Тех средств, которые мы вкладываем в капитальные ремонты, выделяем на их содержание, сегодня явно недостаточно. В 2015 году была принята программа, в которой четко прописано, какие, где и когда школы мы капитально ремонтируем, какие строим.

 

Это, кстати, связано и с требованием президента - к 2025 году двухсменный режим работы должен уйти из практики всех школ. На первом этапе нами была поставлена задача, чтоб не было третьей смены. Сегодня третьей смены на территории Кировской области нет. У нас сегодня 87 школ работают в две смены, в основном по понятным причинам школы расположены на территории города Кирова. Поэтому мы и вошли в федеральную программу, которая называется «Школа-2025». В рамках именно этой программы в микрорайоне Зиновы областного центра строится первая такая школа на тысячу мест. Но для того, чтобы в городе Кирове решить вопрос с двухсменкой, нам надо построить не менее 14 школ. Новые школы нужно строить и в таких больших районных центрах, как Кирово-Чепецк, Омутнинск.

 

- Александр Михайлович, вам наверняка знакомо такое жуткое слово - оптимизация. Жутким для жителей Кировской области оно стало прежде всего из-за последствий, к которым эта самая оптимизация привела в сфере здравоохранения на селе. В результате в полный рост встал вопрос о соблюдении (вернее, о несоблюдении) права жителей некоторых отдаленных населенных пунктов на доступную медицинскую помощь. На этом фоне образование еще как-то держалось. Но что сейчас будет с сельскими, так называемыми малокомплектными школами? Их будут оптимизировать? Разрушим образование на селе, как разрушили там медицину?

 

- Никакого разрушения образования в сельской местности не будет допущено. По одной простой причине - сегодня дети должны получать качественное образование. Именно это позволит нам уверенно смотреть в будущее. Приведу один пример. Совсем недавно власти одного из районов вышли с предложением закрыть школу, где сегодня обучаются 12 детей. Когда я приехал в эту школу, на встрече с родителями учеников сказал: «Уважаемые родители, последнее слово остается за вами. Если вы хотите, чтобы ваши дети получили качественное образование, то тогда вы должны сделать выбор в сторону одной из соседних школ. Если для вас важнее, чтобы школа была в пешеходной доступности от вашего дома, но при этом дети на уроке ничего, кроме пересказа учителем того или иного параграфа из учебника, не получали, - это тоже ваш выбор. Все прекрасно понимают, что в школе на 12 учеников сегодня не будет всех необходимых предметников. Это к чему ведет? К совмещению. То есть учитель, условно говоря, математики будет преподавать еще и физику, географию, иностранный язык. Вопрос в том, какие знания и в каком объеме получат те дети, которые обучаются в этой школе.

 

- А выход-то какой? Он вообще есть?

 

- Выход, на мой взгляд, конечно, есть. Я могу ошибаться, но то, что касается начальной школы, где ребятишки с 1 по 4 класс, - они, безусловно, должны учиться там, где они живут. Что же касается старшей ступени, знания ученики должны получать в достаточно большой, современной школе, где есть определенная конкурентная среда, где они смогут развиваться в коллективе своих сверстников, получать знания у профессиональных учителей-предметников. Проблема расстояний между населенными пунктами сегодня активно решается. В области работает программа «Школьный автобус». Буквально на этой неделе мы передали в районы еще 36 новых автобусов. То есть дети имеют возможность в комфортабельном, безопасном автобусе доехать до ближайшей школы.

 

- Кстати, торжественная передача автобусов, насколько нам известно, состоялась в ваш профессиональный праздник, а это интервью с вами выйдет спустя всего три дня после любимого всеми Дня учителя. Завершая наш сегодняшний разговор, не хотите еще раз поздравить своих коллег через газету «Вятский край»?

 

- Не просто хочу, а очень рад возможности еще раз сказать своим коллегам самые искренние слова признательности. По моему глубокому убеждению, учитель сегодня является столпом стабильности во всей нашей стране. Потому что родители доверяют учителям самое дорогое, что есть у них в жизни, - своих детей. И от учителя во многом зависит благополучие и будущее семей россиян. И это великая миссия и великая ответственность. Один не очень популярный сегодня политик по имени Владимир Ильич Ленин в свое время сказал, что учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда и нигде не стоял. В этом я с ним согласен. Учитель непременно должен быть одним из самых уважаемых людей в том или ином городе, населенном пункте, вообще в нашей жизни. Как бы кое-кто ни был скептично настроен по отношению к учителю сегодня - мы все умеем учить, и все мы умеем лечить, - к сожалению или к счастью, это не так. Потому что учить детей - это, повторюсь, миссия. Поэтому я от всей души поздравляю с профессиональным праздником своих коллег, которые с честью выполняют эту миссию. Очень хотелось бы, чтобы в наши школы приходило как можно больше молодых специалистов. А наша задача, задача правительства области в целом, людей, которые принимают те или иные решения, - создать нормальные, хорошие условия для учителей, это наша мера ответственности. С Днем учителя!

 

Беседовал Т. АНДРЕЕВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Должны ли быть одинаковыми зарплаты учителей во всех регионах России?