Далеко не уплывём. Власть надеется сделать Вятку транспортной артерией Кировской области

ЭКОНОМИКА

10 декабря 2018 1198 0
На печать

 

Помню времена, когда река Вятка была «деревянной»: не менее половины её поверхности занимали ряды брёвен. Плыли они тогда к Нововятскому комбинату древесных плит, ныне угробленному. До сих пор в районе реки близ «горбатого» железнодорожного переезда популярный среди местных жителей пляж считается диким и опасным для купания из-за большого количества затонувших брёвен (топляка). Лет 35 - 40 назад из уст в уста местные дети передавали страшные рассказы о том, что кто-то убился или покалечился при нырянии либо пытался перебежать на другой берег по брёвнам… последний раз в жизни.

 

Топляка немало и в других местах. Лесосплав называют одной из главных причин того, почему вода в реке стала мутной и грязной. Старики рассказывают, будто даже до 1950-х годов рыбу в Вятке можно было поймать ведром. А сейчас...

 

Из-за опасности топляка для людей и экологии сначала власть запретила молевой (россыпью) сплав брёвен, а в 1990-е годы сошёл на нет и более безвредный плотовой. Думаю, это не могло не ударить по бюджетам лесопромышленных предприятий, расположенных вдоль Вятки и её многочисленных притоков. Нетрудно догадаться, что транспортировка кругляка по воде была и будет гораздо дешевле транспортных расходов. Тем более - при постоянно растущих ценах на горючее. Да и объёмы перевозок возможны совсем другие: эксперты говорят, что теплоход с мощностью в 150 лошадиных сил может увезти 600 тонн груза, а КамАЗ мощностью в 230 сил - только 10 - 20.

 

Вперёд, в прошлое

Не случайно при каждом губернаторе Кировской области возобновляются разговоры о том, чтобы вернуть Вятке судоходное и промышленное значение. Вот и сейчас в правительстве области добиваются федерального финансирования для восстановления судоходности Вятки к 650-летию г. Кирова.

 

- Всего 30 лет назад река Вятка была полноценной транспортной артерией, по которой ежегодно перевозилось более десяти миллионов тонн грузов. По реке ходило 130 судов разного профиля, транспортировались стройматериалы, лес и многое другое, - напоминает кировчанам глава администрации г. Кирова Илья Шульгин. - Возрождение судоходства даст новый импульс для развития целого ряда отраслей, и прежде всего лесному комплексу - это один из ключевых секторов экономики области. И не только потому, что доставка грузов по воде экономичнее. Немаловажно то, что лесоперерабатывающие предприятия смогут получать сырьё в том числе весной, когда трассы закрыты для большегрузов. Станет возможно и развитие туризма: в регионе много интересных объектов, расположенных по берегам реки. Чтобы реализовать все эти планы, необходимо провести расчистку русла, затем обустроить береговую инфраструктуру. И мы планируем направить заявки на участие в профильных федеральных программах и проектах.

 

По мнению губернатора Игоря Васильева, углубление Вятки поможет работе Сосновского судостроительного и Аркульского судостроительно-ремонтного заводов. На последнем помнят случай, когда из-за сильного обмеления Вятки в одно засушливое лето не смогли вовремя поставить на воду и отправить заказчикам-голландцам готовую баржу.

 

Глава Нагорского района Владимир Булычев подтверждает, что в советское время река здорово помогала промышленникам. Три местных леспромхоза (их уже нет) сплавляли в Киров и Слободской 1,2 миллиона «кубов» леса! И это было оптимальным вариантом для рентабельности, когда количество низкосортной древесины достигает 60 - 70 процентов.

 

Руководитель Ассоциации судовладельцев Кировской области Александр Васенин также считает, что для грузоперевозок реку выгодно углублять в верховьях, как раз от Нагорска.

 

- Правда, на участке реки от Слободского до Мурыгино есть риск лишить воды водозаборы. В русле этой проблемы актуально строительство дамб, укрепление берегов. То есть целый комплекс работ по улучшению состояния реки, - говорит он. - Со своей стороны мы готовы её развивать, вкладывать технические и денежные средства, чтобы Вятка процветала. Наш бизнес связан с перевозкой людей в теплое время года, но даже мы в августе, когда уровень воды становится существенно ниже, испытываем трудности и вынуждены сокращать маршрут прогулки. Что говорить о транспортировке грузов! Это практически невозможно в сегодняшних условиях.

 

К слову, Вятка ещё сто лет назад печально славилась обилием отмелей и перекатов. В наши дни их ежегодно насчитывают около 200 только на судоходном участке.

 

Надо вложить, чтобы получить

В этом году Александр Васенин действительно стал одним из двух заказчиков на дноуглубительные путевые работы. Проводить их может только одно предприятие в области - Вятский район водных путей и судоходства, филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». В 2008 году заместитель начальника этого предприятия Игорь Сидоров говорил СМИ, что их организации было бы достаточно по 10 - 12 млн. рублей в год, чтобы за три года восстановить реку от Кирова до устья с Камой, как минимум, до глубины в один метр.

 

- За десять лет стоимость работ выросла на несколько порядков, - рассказал «ВК» на днях Игорь Русланович. - Предприятие сохранило свой кадровый ресурс, есть техника, теплоходы, исправный плавучий кран для русло- и берегоочистки. Но в настоящее время работы не финансируются государством.

 

Сидоров уверен, что сделать реку судоходной необходимо, но для финансирования надо привлекать заинтересованных лиц. А их практически нет.

 

- Если воды в реке воробью по колено, то, конечно, никакого интереса не возникает, - говорит он. - Причём все всегда хотят получить сразу готовую дорогу, чтобы по ней ездить. На мой взгляд, предприниматели не готовы всерьёз вкладываться, иначе бы приходили хотя бы во время высокой воды что-то делать, разрабатывать логистические планы, пытаться использовать реку. А пока, кроме пассажирского «Василия Чапаева», ни одно судно не поднимается до Кирова. Про углубление до Нагорска вообще вопрос не стоит…

 

Тем не менее в правительстве области считают, что углубление дна Вятки имеет не только экономическое, но и социальное значение. А именно - снизит риск затопления микрорайона Вересники, где возводится дорогостоящий кластер спортивных сооружений (в конце ноября торжественно открыли легкоатлетический манеж). Полученные в процессе дноуглубительных работ грунт и песок чиновники намерены использовать для подсыпки берегов и благоустройства затапливаемой территории. Вопрос прорабатывается с прокуратурой. Эксперты сходятся во мнении, что к делу надо подходить научно, со всей тщательностью и осторожностью, чтобы не навредить.

 

- В определенном объёме можно использовать донный грунт для укрепления берегов. Но надо продумывать план, чтобы не навредить реке, не просадить снова уровни и не осушить водозаборы. Объём изъятия грунта со дна должен быть строго регламентирован, - говорит Игорь Сидоров.

 

- Действительно, выравнивание профиля реки поможет от паводков. Но это надо делать по всей её длине, начиная хотя бы от Слободского. Подсыпание берега может сузить реку, а значит, там течение усилится и будет только сильнее размывать берега, - считает гидрогеолог Анатолий Русских. - Лет 15 назад в Кирове у старого моста реку так углубили, что вода начала подмывать опоры. Вместо решения одной проблемы создали другую.

 

- Для обеспечения судоходства на реке Вятке необходимы не разовые мероприятия по
углублению, а постоянное наблюдение наносов и биологических характеристик на наиболее сложных участках русла, - как бы подытоживает сказанное начальник отдела гидрологии ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Тамара Каземирчик.

 

Всё течёт, не всё меняется

Только углублением дна и укреплением берегов не обойтись: надо строить прибрежную инфраструктуру, плавучие причалы и пирсы. В любом случае реализация проекта судоходной Вятки обойдётся бюджету не то что в сотни миллионов, а, возможно, в миллиарды рублей. Хотя ещё лет семь-восемь назад можно было обойтись гораздо меньшими затратами.

 

Поэтому не все горячо поддерживают восстановление транспортной функции Вятки. Даже бывший мэр г. Кирова и экс-начальник Вятского речного пароходства Василий Киселёв не видит в этом необходимости: за 30 лет не стало ни прежнего числа предприятий и населённых пунктов, ни беспроцентных кредитов. И флота нет. Миллиардные затраты не окупятся, считает Киселёв.

 

С этим аргументом сложно поспорить. Однако кировчане потребляют в основном воду из Вятки и после правильного углубления дна вряд ли останутся без неё в засушливое лето. Стоит оно того?

 

Скорее проблема в том, что тратить нечего. В середине 1990-х федеральный бюджет (а все судоходные пути находятся в федеральной собственности) резко сократил расходы на содержание Вятки, исключив её из списка магистральных рек. И тут более понятен скепсис Игоря Сидорова по поводу правительственных мечтаний. Их аргументация не меняется все 30 лет.

 

Ещё в ноябре 2001 года информагентства сообщали: «Через год-два мы можем потерять реку Вятку как транспортную артерию - такой ошеломляющий вывод сделали специалисты после нынешней навигации. Объясняют это вырубкой лесов в поймах, осушением болот, а также тем, что грунт с берегов постепенно размывается и уходит в фарватер реки, отчего она все больше растекается вширь и соответственно мелеет. Нынешним летом на некоторых ее перекатах уровень воды составил 45 сантиметров, из-за чего река три месяца вообще была непроходимой для судов; в прошлом году перерыв был ещё больше. Дноуглубление на Вятке не ведется должным образом уже много лет, а за последние два года ни один землечерпательный снаряд не приступал к работе. Дело это дорогостоящее, на обеспечение работы одного земснаряда в течение 180 дней нужны полтора миллиона рублей». Как видим, причина не только в мелком дне.

 

Кстати, в том же, 2001 году Минтранс РФ и правительство Кировской области заключили соглашение о равнодолевом финансировании содержания судоходных путей на Вятке - того же самого руководство региона добивается сейчас. Видимо, тогда соглашение осталось на бумаге, потому что в 2004 году, уже после банкротства и ликвидации Вятского речного пароходства, в правительстве области заново заявили о создании программы по восстановлению судоходства на Вятке до 2010 года. Предусматривалось ежегодное финансирование дноуглубительных работ, но деньги выделили один раз. Сейчас всё изменится?

 

Новое - забытое старое. И речь не только о судоходстве.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий