«Дай денег без отдачи»: власть в районах Кировской области не умеет распоряжаться субсидиями

РАЙОНЫ

20 августа 2018 188 0
На печать

 

Районные чиновники уже давно плачутся о скудности местных бюджетов. «Денег не хватает ни на что», - сокрушаются они на страницах районной прессы и на разного рода заседаниях. Поэтому главы муниципальных образований давно уже освоили практику «выпрашивания» средств на те или иные нужды в кабинетах областного правительства или во время приезда первых лиц области в район. И часто она срабатывает - деньги находятся и резервируются в региональном бюджете. Вот только грамотно распорядиться свалившимся на голову богатством муниципальные чиновники, как показала прошедшая в минувший четверг коллегия Контрольно-счетной палаты Кировской области (КСП), не умеют. Да и на региональном уровне, считает председатель КСП Юрий Лаптев, контроль за расходованием выделяемых средств организован ненадлежащим образом.

 

Деньги счёт любят

Это только обывателю кажется, что получить бюджетные деньги просто: приехал губернатор области в районный центр, попросили его поддержать, например, ремонт дороги, он пообещал - и всё, считай деньги в кармане. В действительности же все гораздо сложнее.

 

Во-первых, областное правительство деньги не печатает, а соответственно и в расходах своих ограничено. Во-вторых, для того, чтобы выделить средства из областного бюджета, нужно найти тот источник или ту государственную программу, по которой пройдет финансирование. В-третьих, муниципальные чиновники должны подготовить убедительную и мотивированную заявку на эти деньги, а также приложить к ней солидный пакет документов (включая проектную документацию). В-четвертых, большинство расходов из областного или федерального бюджетов требуют соответствующего денежного вклада со стороны муниципалитета (так называемый принцип софинансирования). И наконец, в-пятых, получив необходимые деньги, нужно быть готовым к тому, что их расходование будет находиться под перекрестным контролем сразу нескольких государственных органов, в число которых входит и Контрольно-счетная палата.

 

Коллегия КСП, которая состоялась 9 августа, как раз и была посвящена итогам проверок расходования средств областного и федерального бюджетов, поступавших в 2016 и 2017 годах в три района области - Белохолуницкий, Немский и Лузский.

 

Все три района, ситуацию в которых рассматривали на коллегии, не входят в число лидеров региона по промышленному производству или по сельскому хозяйству. Местные бюджеты там действительно нищие. На это указывает хотя бы то, что доля собственных доходов за 2017 год у них, как правило, не превышает 20%. Понятно, что ни о каких «излишествах» и «хотелках» не могло бы и речи быть, если б не помощь со стороны регионального правительства и федеральных органов власти. Например, Лузский и Белохолуницкий районы получили значительные средства от НКО «Фонд развития моногородов» на «мероприятия по модернизации экономики моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением». Для Белой Холуницы в 2017 году они составили более 270 млн. рублей, а Лузе еще в 2015 году была одобрена заявка на 250 млн. рублей.

 

По эффективности использования этих денег и у аудиторов КСП, и у депутатского корпуса, и у представителей регионального минфина есть немало вопросов. Впрочем, это - тема отдельной статьи, так как контрольные мероприятия по этому поводу КСП проводила совместно со Счетной палатой России, а их результаты будут озвучены в конце августа.

 

Но даже без этого, то, что область даёт районам безвозмездно на те или иные их нужды, расходуется с нарушениями.

 

Три иллюстрации бесхозяйственности

 

Иллюстрация 1. Белохолуницкая библиотека

Муниципальные власти уже давно говорили, что кровля на центральной библиотеке районного центра нуждается в ремонте, и даже нашли способ получить необходимое финансирование. В этом им помог проект поддержки местных инициатив, уже не первый год удовлетворяющий различные «хотелки» муниципалитетов. На капитальный ремонт кровли из областного бюджета было выделено более 650 тыс. рублей. Крышу сделали - новую, добротную, из оцинкованного металлического профиля. Глаз смотрит - радуется. А уж как довольны были сотрудники библиотеки и ее посетители - слов нет. Вот только после проверки КСП может получиться так, что потраченные на это деньги придется возвращать.

 

«Как же так?» - спросите вы. И вам ответят те, кто делал проверку. Фактически вместо капитального ремонта была произведена реконструкция крыши. Ведь строители не просто сняли старый шифер, а вместо него положили профиль. Они возвели новые несущие конструкции, фактически изменив и конфигурацию кровли, и высоту здания.

 

Это для библиотекарей и читателей что реконструкция, что ремонт - всё едино, лишь бы не капало. А вот с точки зрения серьезных и подкованных в строительстве людей (каковые, по сути, и должны участвовать в таких делах), капремонт и реконструкция - вещи разные. И разница между ними существенная, с точки зрения профессионалов. Если вид ремонта не выдержан и отсутствует необходимая проектная документация, никто не даст разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, да и расходование денег будет признано нецелевым. А средства придется вернуть в областной бюджет.

 

Что будет с Белохолуницкой библиотекой и заставят ли региональные власти возвращать потраченные деньги - пока не известно. Но вот спросить с муниципальных чиновников за качество подготовки документации следовало бы.

 

Кстати, в аналогичной ситуации, как выяснилось в результате проверок КСП, оказалась и администрация Немского района. Там также «перепутали» виды ремонтных работ. В результате под вопрос поставлена правомерность получения гранта им. Червякова, который дается «на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры».

Иллюстрация 2. Дорога Нема - Колобово

С этой дорогой дело обстоит похлеще, чем с Белохолуницкой библиотекой.

 

Ситуация проста. Грунтовая дорога между двумя населенными пунктами давно была малопроезжей (особенно в период распутицы). Требовалось не просто привести ее в порядок, а фактически построить 4 км с укладкой асфальта. На это было выделено более 74 с половиной млн. рублей.

 

Муниципальная власть (учитывая ее высокую заинтересованность) свою задачу выполнила быстро и грамотно: уже в мае 2017 года состоялся аукцион - и подряд на строительство дороги достался «Вятавтодору». А вот дальше произошла необъяснимая с точки зрения здравого смысла задержка начала работ. (Впрочем, можно предположить, что «Вятавтодор» бросил все имеющиеся у него силы и ресурсы на ремонт кировских улиц. Последний щедро финансируется из федерального бюджета, да и гонять технику в «Тмутаракань» не надо.) В общем, к строительству дороги рабочие «Вятавтодора» приступили только в сентябре. К декабрю они успели лишь перекопать один участок, и понятно, что никакого асфальта не положили. Да и о каком асфальте в декабре можно говорить?

 

Администрация района, наблюдая все эти безобразия, поспешила, дабы не оставить населенные пункты без единственной транспортной магистрали, за­ключить дополнительное соглашение к контракту. В нем асфальтовое покрытие было заменено на щебёночное. А в конце года «Вятавтодор» получил за выполненные работы деньги за вычетом неустойки. Понятно, что весной дорога поплыла.

 

Что будет дальше и кто понесет за такую многомиллионную бесхозяйственность ответственность - время покажет. Но прокуратура через арбитражный суд уже добилась отмены дополнительного соглашения.

 

Иллюстрация 3. Дома для переселенцев из аварийного жилья в Лузе

Луза вообще здорово отличается от всех других населенных пунктов Кировской области - и в силу своей наибольшей удаленности на север от областного центра, и в силу отсутствия прямого круглогодичного сообщения со столицей региона.

 

В 2018 году муниципалитет вошел в федеральную программу по переселению граждан из аварийного жилья. На это он получил более 80 млн. рублей из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и около 80 млн. рублей из областного бюджета. Местные чиновники решили, что для переселенцев будет построено три многоквартирных дома. В июне с фирмой «Универсалстрой» были заключены контракты. Однако сегодня уже вторая половина августа, а вместо домов стоят только фундаменты. Как отметили аудиторы КСП, «существует риск, что мероприятия по расселению аварийного жилья, которые необходимо завершить, в соответствии с требованиями федерального законодательства, до конца 2018 г., в Лузском городском поселении не будут осуществлены в установленный срок».

 

Нужно сказать, что в Лузском районе аудиторами КСП выявлено больше всего нарушений. Может быть, в силу своей удаленности от регионального центра принятия решений муниципальные чиновники растеряли последние крохи ответственного отношения к делу?

 

• • •

Приведенные иллюстрации - лишь малая, хотя и наиболее яркая часть выявленных проверками КСП нарушений. В целом же картина отношения к деньгам, которые даются из областного бюджета «даром и без возврата», со стороны муниципальных чиновников просто шокирует.

 

- У нас существенно увеличилось количество финансовых нарушений в муниципальных образованиях, - пояснил причину происходящего руководитель Контрольно-счетной палаты Юрий Лаптев.

 

Помимо бесхозяйственности муниципальных чиновников, идет ненадлежащее сопровождение выдаваемых из бюджета средств со стороны региональных министерств. С этим мы сталкиваемся постоянно. Низкий профессиональный уровень тех, кто дает эти средства. Профильные министерства не занимаются с получателями денег. Это - системная проблема, и ее нужно решать. Надо повышать ответственность всех, кто имеет дело с областными финансами.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото предоставлены КСП Кировской области.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Насколько полезна для родителей возрастная маркировка фильмов и передач 0+, 6+, 12+ или 16+ в телепрограмме?