Аудиторы КСП выявили нарушения на миллионы рублей в трех районах Кировской области

ЭКОНОМИКА

13 ноября 2017 424 0
На печать

 

Такова уж наша суровая действительность - в дотационной области и районы, естественно, сплошь дотационные, то есть жить без денежных вливаний они не могут. Тут и возникает это магическое слово «трансферт», что означает субсидию или дотацию. Получается своеобразная пирамида наоборот: область ждет, когда придут деньги из Москвы, районы ждут того же от Кирова.

 

Плохо ли, хорошо ли, но деньги эти в районы поступают. Например, именно на них ремонтируются и достраиваются различные спортивные, культурные и социально значимые сооружения. Радостные лица местных жителей и еще более радостные - областных начальников, разрезающих красные ленточки, с удовольствием потом транслируют местные СМИ. В этих сюжетах чиновники и журналисты с упоением рассказывают о том, как важен очередной объект для конкретных людей и для области в целом, как повезло легкоатлетам - каратистам - самодеятельным артистам - сиротам и т.д. и т.п. Потом высокие гости разъезжаются, и вот тут-то нередко начинается самое интересное…

 

На днях Контрольно-счетная палата Кировской области (КСП) опубликовала результаты проверок законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов в Афанасьевском, Оричевском и Яранском районах. Их результатом стали десятки выявленных финансовых нарушений (только в одном Яранском районе их 114) на сумму 28,8 миллиона рублей. Как указано в одной из справок КСП, нарушения эти «типовые, характерные для сферы строительства». И повсеместно это нарушения Бюджетного и Градостроительного кодексов, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок… для обеспечения муниципальных нужд»…

 

Незаконная надстройка и «трущобы» для сирот

 

Однако «типовые» нарушения отнюдь не означают «незначительные». Например, в Афанасьевском районе на капитальный ремонт средней школы в селе Гордино был выделен областной грант имени Червякова. Специалисты КСП установили, что более 1,2 миллиона рублей потрачены не по целевому назначению: на надстройку 2 этажа школы и приобретение оборудования. При этом разрешение на строительство не оформлялось, соответственно не осуществлялся и строительный надзор. Получается, помещения, предназначенные для обучения детей, строились на виду у всех неизвестно кем, как и с каким качеством? В результате только 19 октября 2017 года надстроенный второй этаж был закрыт и в настоящее время не эксплуатируется.

 

Еще один «проблемный» объект в Афанасьево - многофункциональный культурный центр, деньги на строительство которого были выделены в 2016 году. Оказалось, что уже в августе 2016 года строительство центра было приостановлено и до настоящего времени эти работы не возобновлялись, а здание находится в недостроенном состоянии. Причина - банкротство подрядчика ПАО «Омутнинский строительный трест». С него теперь, как считают специалисты КСП, взятки гладки: не только центр не достроит, но и штраф не заплатит (а сумма штрафных санкций на сегодня составляет почти 1,8 млн. руб.).

 

Но больше всего «не повезло» афанасьевским сиротам. Как сообщают в КСП, из 14 жилых помещений, приобретенных в Афанасьевском районе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 находятся в деревянных домах, построенных более 40 лет назад! Впрочем, чему удивляться, если, как оказалось, в Афанасьевском районе попросту отсутствуют утвержденные нормы благоустройства для жилых помещений.

 

Как следствие бездействия чиновников, в ходе выборочного осмотра состояния 7 жилых помещений, приобретенных в первом полугодии 2017 года, специалистами КСП установлено их несоответствие санитарно-эпиде­миологическим требованиям. Эти «трущобы» вообще нельзя признать жилыми помещениями. Несмотря на это, администрация Афанасьевского района потратила на них бюджетные деньги и предлагает там жить детям-сиротам.

 

По итогам проверки Контрольно-счетной палатой направлено 3 представления для устранения выявленных нарушений, а также уведомление о применении мер бюджетной ответственности за нецелевое использование средств областного бюджета в министерство финансов Кировской области.

 

По состоянию на 01.11.2017 представления рассмотрены, приняты меры по устранению нарушений и недопущению их впредь, привлечено к ответственности трое должностных лиц.

 

Контракт был «заточен»?

 

Еще одно «типовое» нарушение, на этот раз связанное с проведением тендеров, по результатам которых определяется подрядчик на освоение бюджетных миллионов, было выявлено КСП в Оричевском районе. Здесь у чиновников (не только оричевских) наработана большая «практика», как не допустить до конкурса «нежелательных» участников. На сей раз при формировании конкурсной документации на строительство Центра культурного развития в поселке Стрижи администрацией района в один контракт были объединены различные виды работ (проектные и строительные). Это, по заключению КСП, «ограничило состав участников закупки, а также снизило эффективность его размещения». Кроме того, администрацией Оричевского района были допущены многочисленные нарушения требований законодательства о закупках, например, информация об изменении и исполнении контракта не была размещена на официальном сайте закупок. О том, что конкурс этот действительно мог быть «заточен» под определенного исполнителя, говорит и еще один характерный для такого рода «практик» признак: увеличение в последующем цены контракта. В случае с Центром культурного развития в Стрижах стоимость работ неожиданно возросла более чем на 9 млн. рублей, или почти на 10%. При этом администрация района почему-то не стала проверять достоверность представленных смет, что создало, по мнению КСП, риски завышения стоимости работ.

 

Построенный таким образом Центр культурного развития в Стрижах был открыт летом 2015 года. Спустя два года в здании провисли потолки, протекает крыша, разрушается облицовочная плитка по периметру здания. Установленные в здании центра системы видеонаблюдения и вызова охраны, а также лифт для маломобильных граждан не работают. При этом районная администрация не приняла никаких мер, чтобы привлечь к ответственности подрядчика. Как после этого не говорить о возможной «заточенности» подобных «конкурсов» и не задаться закономерным вопросом: куда (или кому) пошли 10% от «подорожавшего» контракта?

 

И в Яранске всё «типично»

 

Как уже отмечалось, в Яранском районе было выявлено больше сотни финансовых нарушений, а их общая сумма составила почти 11,3 млн. руб.

 

Значительная часть этих нарушений относится к открытому в январе 2017 года после реконструкции легкоатлетическому манежу районной ДЮСШ. И там подрядчик чувствовал себя вольготно. Мало того что в нарушение Градостроительного кодекса этот подрядчик фактически сам себя и контролировал (вместо заказчика), так он еще и получил за это из бюджета 678 тыс. рублей. Прибавьте сюда 698 тыс. рублей, которые ДЮСШ Яранского района выплатила по решению суда в виде пени подрядчику за несвое­временную оплату работ по реконструкции легкоатлетического манежа. При этом специалисты КСП обнаружили завышение начальной максимальной цены контракта на реконструкцию легкоатлетического манежа на стоимость ранее выполненных проектных работ, а это еще 390 тыс. рублей!

 

Не лучше обстоят дела и со строительством в Яранске Центра культурного развития. Открыт он был в феврале 2016 года, и уже сегодня специалисты отмечают многочисленные недостатки и дефекты этого сооружения. Одной из причин называют низкое качество строительного контроля, хотя на него было израсходовано более 700 тыс. рублей. При этом подрядчиком не выполняются гарантийные обязательства. Интересно, что акты приёмки выполненных работ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию были подписаны чиновниками еще до завершения строительства. В результате подрядчику не смогли предъявить штрафные санкции за нарушение срока строительства.

 

Кроме того, в контрактах на строительство и поставку оборудования для этого центра выявлены и нарушения законодательства о закупках. Например, в результате изменения условий контракта его цена увеличилась на 7 млн. рублей.

 

Среди прочих (но не менее важных) нарушений, выявленных в Яранском районе, - связанные с приобретением жилья для детей-сирот. Специалисты КСП заявляют о том, что стоимость покупаемых квартир может быть завышена, ведь оказалось, что все они покупаются у единственного продавца.

 

Информация КСП традиционно завершается словами о том, что «результаты проверки рассмотрены и направлены для принятия мер, в том числе всем главам районов для исключения подобного». Хорошо бы только, чтобы действительно ВСЕ главы ВСЕХ районов ВСЁ наконец-то поняли и сделали выводы. Иначе так и будет продолжаться: что ни проверка, то сотни нарушений на десятки миллионов рублей. И когда всё это кончится? Как тут не вспомнишь президента Владимира Путина, который однажды спросил: «Нарушения выявляете, а где посадки?»

 

Т. АНДРЕЕВ.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Как восстановить автобусные перевозки по области?