13 апреля в России отмечают День мецената

КУЛЬТУРА

13 апреля 2016 535 1
На печать

 13 апреля в России отмечают День мецената

 

Директор Кировского областного краеведческого музея Михаил Судовиков рассказал «Вятскому краю», как развивалось меценатство на Вятке. 

 

- 13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя. У нас эти понятия неразрывно связаны с деятельностью прежде всего крупных московских и петербургских предпринимателей дореволюционного периода. Фамилии Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Щукиных, Мамонтовых широко известны не только в нашей стране.

 

Вместе с тем благотворительность и меценатство получили широкое развитие и в российской провинции. В последние годы мы часто вспоминаем тех, кто помогал бедным, устраивал приюты, открывал богадельни и больницы. В Вятском крае это были купцы Машковцевы, Прозоровы, Гусевы, Булычевы, Клобуковы, Александровы, Лаптевы, Стахеевы, Ушковы…

 

Гораздо меньше мы знаем о меценатах, то есть о тех, кто своими пожертвованиями способствовал развитию науки и культуры, как когда-то римский гражданин Гай Цильний Меценат (ок. 70 - 8 гг. до н. э.), прославившийся покровительством поэтам и художникам, чье имя и стало нарицательным.

 

На благо развития библиотек и науки

 

С 1837 г. в Вятке работала губернская публичная библиотека (сейчас мы ее называем Герценкой), основным источником существования которой являлись пожертвования благотворителей и меценатов.

 

Начальный период истории библиотеки неразрывно связан с именами купцов Козьмы Беляева, Абдулы Утямышева, Федора Чернова, Василия Аршаулова, Петра Гусева, Ивана и Якова Машковцевых, Ивана Рязанцева, Павла Воронова, Федора Фирстова, представлявших кроме Вятки города Слободской, Малмыж, Елабугу, Фридрихсгам (Выборгской губернии) и отличившихся «значительными пожертвованиями».

 

Причем помощь библиотеке оказывалась не только финансовая. В 1837 - 1838 гг. чиновниками, духовенством и купечеством для нее было собрано «книг до 683 названий в числе 1516 томов». Приятель ссыльного Герцена купец К.В. Беляев передал библиотеке 70 книг, среди которых были сочинения Пушкина, и тысячу рублей, деньги немалые по тем временам. В 1848 г. от вятского купца Николая Веретенникова поступило 20 книг.

 

Делами библиотеки управлял попечительный комитет, в который входили почетные, непременные и действительные члены. В начале XX в. среди шести почетных членов трое были купцами - Т.Ф. Булычев, К.И. Лаптев, Н.В. Мешков. По сообщению местных газет, Булычев и Лаптев проявляли к библиотеке «живое и отзывчивое отношение». Сочувственно к ней относился и купец П.П. Клобуков, пожертвовавший в 1915 г. на нужды библиотеки 300 руб.

 

В состав комитета включались не только жители губернии. В 1908 г. пермский купец Н.В. Мешков из направленных для вятских библиотек 1000 рублей передал на приобретение книг для Вятской публичной библиотеки 800 руб., а 200 руб. - городской Пушкинской библиотеке. Столь значительное для губернской библиотеки пожертвование позволило пополнить ее фонды новыми книгами исторического и общественного содержания и беллетристикой.

 

Среди библиотек уездных городов выделялась Орловская, открытая при активном участии купечества в 1878 г. У ее истоков стоял Александр Назарович Кузнецов. С открытия библиотеки, размещавшейся в здании городской думы, он был председателем ее «управления», оставаясь на этой должности до своей кончины в 1895 г. и работая на общественных началах.

 

Более того, на свои средства Кузнецов пополнял ее фонды, выписывая газеты «Голос», «Русский курьер». «Истинный друг просвещения» (так называли А.Н. Кузнецова современники) участвовал в разработке «Правил пользования библиотекой», дававших возможность пользоваться книгами политическим ссыльным и низшим слоям города и окрестных сел.

 

В 1904 г. в Вятке открылась ученая архивная комиссия, сыгравшая весомую роль в изучении прошлого региона. Комиссия собирала старинные документы и книги, издавала «Труды» (вышло 46 выпусков), занималась организацией церковно-археологических экспедиций, открыла Трифоновский церковно-археологический музей. В числе ее почетных членов были академики, профессора столичных университетов, вятские губернаторы, епископы. «Буду искренно рад, если мне представится возможность быть чем-либо полезным комиссии или оказать содействие ее целям», - писал в феврале 1905 г. ее почетный член, известный историк В.О. Ключевский.

 

В то же время с самого начала комиссия столкнулась с финансовыми проблемами, решить которые без частных пожертвований не представлялось возможным. Благотворительная помощь ей оказывалась купцами К.И. Лаптевым,  Д.И. Первушиным, А.Я. Тырышкиным, потомственным почетным гражданином А.П. Суслопаровым, также ставшими почетными членами комиссии. Действительным членом избирался слободской купец В.П. Куршаков, членом-соревнователем был Н.З. Платунов (купец г. Слободского). Обращаясь в ноябре 1906 г. с просьбой о помощи Вятской ученой архивной комиссии к Илье Тимофеевичу Вахрушеву, губернатор Горчаков назвал его «известным всем местным меценатом».

 

У истоков вятского театра и музейного дела

 

Ощутимый вклад купцы-меценаты внесли в развитие театрального искусства в Вятской губернии. Местные предприниматели жертвовали свои капиталы на театральные постановки, размещали театры в собственных домах.

 

В середине XIX в. Я.А. Прозоров в Вятке в одном из своих домов устроил театр. В его зрительном зале с партером и ложами шли любительские спектакли, выступали приезжие труппы и организовывались концерты. В числе гастролеров была, например, труппа казанских артистов, запомнившаяся спектаклями «Свадьба Кречинского» и «Ревизор», показанными в 1856 г. Выступали также актеры Симбирского театра. Местные актеры-любители ставили в основном одноактные пьесы и в один вечер могли сыграть три водевиля.

 

Впоследствии спектакли в губернском центре устраивались в  новом, деревянном здании «красивой архитектуры», построенном за короткое время на частные пожертвования и на средства, полученные от любительских спектаклей и концертов. Его открытие состоялось в октябре 1877 г.

 

Новый театр имел большой зрительный зал с приподнимающимся на винтах полом и красивой мебелью «на русский манер». В разные годы членами общества владельцев Вятского концертного зала (так именовался театр) были хорошо известные в регионе купцы Т.Ф. Булычев, Лаптевы, Поскребышевы, П.Ф. Савинцев, А.М. Сенилов, Я.Ф. Тырышкин и др. В купеческих домах шли спектакли и в уездных городах Нолинске, Орлове, Глазове.

 

Известным меценатом был Константин Капитонович Ушков, проживавший в Москве представитель купеческой семьи из  г. Елабуги Вятской губернии. Он стал одним из учредителей Московского общедоступного театра, будущего МХАТа, пожертвовав на его устройство четыре тысячи рублей (общая сумма пожертвований составила 28 тыс. руб.). Ушковым наряду с К.С. Станиславским, братьями Саввой и Сергеем Тимофеевичами Морозовыми был сделан наиболее крупный взнос.

 

Константин Капитонович являлся и почетным директором Московского филармонического общества, попечителем совета музыкально-драматического училища. Он поддержал идею  открытия Российского музыкального издательства, опубликовавшего многие сочинения Стравинского, Скрябина, Прокофьева и других музыкантов. Его вклад как мецената в развитие русского искусства огромен.

 

Представители купечества оставили след в истории Вятского художественного кружка, положившего начало художественно-историческому музею (сейчас это Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых).

 

Среди членов кружка была Зинаида Дмитриевна Клобукова, увлеченная искусством с юных лет, ставшая скульптором, супруга купца-благотворителя Петра Клобукова. Она надолго уезжала в Москву, общалась с художниками Васнецовыми, познакомилась со скульптором А.С. Голубкиной, посещала выставки. Будучи состоятельными купцами, горячо любящими искусство, Клобуковы покровительствовали местным художникам, часто нуждавшимся в поддержке, помогли решить вопрос с музейным помещением. «Вот доброта где!» - писал о них вятский художник Н.Н. Хохряков.

 

Почетным членом Вятского художественного кружка являлась московская благотворительница и меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, вдова известного предпринимателя и коллекционера М.А. Морозова, ставшая одним из первых жертвователей произведений искусства нашему музею, передав ему  12 работ - картины В.И. Сурикова, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, братьев Васнецовых и другие.

               

С заботой о родном городе

 

Благодаря купечеству менялся внешний облик городов, в них появлялись новые достопримечательности, отличавшиеся изяществом и красотой. В губернском центре, например, привлекала к себе внимание чугунная решетка Александровского сада, отлитая по составленному в 1836 г. чертежу архитектора А.Л. Витберга. В реализации этого проекта, получившего «высочайшее одобрение», участвовали купец первой гильдии Петр Гусев, взявший на свой счет устройство решетки с лицевой стороны, и купец Захар Герасимов, пожертвовавший 2500 руб.

 

Достопримечательностью г. Слободского был сад Александровых, имевший беседки, открытые веранды и павильоны. В начале XX в. городским попечительством о бедных в нем устраивались народные гулянья с оркестром, иллюминацией, фейерверком, с запуском воздушного шара и другими развлекательными мероприятиями.

 

…Наша история знает немало примеров созидания, неподдельного желания творить добро, проявлений гуманизма и великодушия тех людей, которые здесь жили и искренне любили все, что связано с их домом, с родной Вяткой.

ТЕГИ

Комментарии

1 комментарий
  • Гость

    16 апреля 2016 20:57

    Наш меценат - Леонид Сандалов
    Ответить

Оставить свой комментарий

Вы нанимали для детей «профессионального» Деда Мороза?