Возмущён историей, которую с горечью рассказал мой интернет-френд numarex (Борис Петрович). Вкратце суть. У его супруги (люди немолодые) заболела нога, может ходить только с палкой. Субботним утром кое-как доковыляли до остановки и на автобусе отправились в поликлинику. Автобус набит битком, много школьников. Борис Петрович, объяснив ситуацию, попросил уступить место паренька лет двенадцати. Ноль реакции. Обратился за помощью к кондуктору. Та что-то пробурчала, но, в принципе, ноль реакции. Попытался вразумить мальчишку, потрепав за воротник, - бесполезно. Тот сидел до школы ещё пару остановок, а, выходя, крикнул: "Я тебя запомнил, гандон! Я на тебя заяву напишу!". В автобусе ещё три-четыре десятка человек. Ноль реакции. Так и доехали, женщина превозмогала боль на ногах. 

В далёкое советское детство, во времена глубочайшего, как сейчас говорят, "застоя" в автобусах не было кондукторов. Пассажиры входили, опускали в специальный аппарат с прорезью необходимое количество монет и отрывали билеты самостоятельно. Делали они это не под прицелом видеокамер, без применения хитроумных электронно-технических средств, что без оплаты встанут намертво. И делали отнюдь не из-за боязни штрафа, тем более смехотворного по нынешним временам. Таково было моральное состояние общества, где человек руководствовался, в первую очередь, внутренними ориентирами: совестью и самоуважением. 

Конечно, "зайцы" тогда тоже были. Скрытно, таясь, трясясь от страха быть разоблачёнными случайными попутчиками, они не досыпали копейки, экономя их на лишнюю стопку или пачку "Беломора". Помню, как сгорбленная старушка в платочке тихим голосом отчитывала бугая, дышавшего перегаром. "Советская власть изыскала возможность отремонтировать дорогу, пустила общественный транспорт, а ты...", - говорила она, стыдя горького пьяницу. Он покраснел, как смущённый ребёнок, суетливо шарил по карманам. Кто-то протянул ему с презрением мелочь. 

Бугай заплатил и, сев на заднее сиденье, громко и обиженно сопел. Однако когда на следующей остановке в автобус набились люди, он, несмотря на острый похмельный синдром, без раздумий уступил место женщине. Не думаю, что это был джентльмен, но в нём была готовность, что отличала почти любого советского гражданина - проявить заботу о том, кто слабее. Так взрослый был внимателен к ребёнку, мужчина к женщине, юноша к пожилому человеку. Готовность эта воспитывалась окружающей обстановкой буквально с рождения и к пионерскому возрасту у многих уже становилась личностным стержнем. 

Безусловно, Плохиши тоже росли. Мечта о бочке варенья захватывала всё большее число наших людей, начиная с конца перестройки. С тех пор (и чем ближе к современности, тем больше) мальчики, юноши и мужчины всё реже уступали место дамам в автобусах, метро или электричках. Опускаю здесь фактор автомобильного бума, потому как поведение автолюбителей на дорогах вряд ли может служить примером для пассажиров. 

Итак, с развитием индивидуализма, частной собственности и демократии стали меняться негласные правила поведения в общественном транспорте. Сначала стал стремительно увеличиваться возраст детей, при котором им позволено не замечать старших, где-то лет с 6-7 он поднялся до 18-ти, ну, а в наши дни перевалил далеко за двадцать. Параллельно с данным процессом молодели женщины, которым сильный пол не хотел предлагать "Присаживайтесь!" даже в случаях, когда дамы не пытались скрывать свои 70-80. Повышенное внимание к инвалидам и разговоры о толерантности едва ли не в обыденность превратили картину, когда человек с палочкой застенчиво мнётся в проходе, оглядывая красивые (у нас красивый народ) молодые лица сидящих. 

Проезжая по родственникам, живущим в Кировской области, к нам заехала Евгения Ивановна из Казахстана. "У нас старикам место уступают сразу: и казахи, и русские. А у вас здесь не уступают", - уверенно констатировала она. Что скрывать, так и есть. А о туристических брендах задумались. Может, рано? Какая молва разойдётся по свету? 

Свою заметку Борис Петрович завершает следующим образом: "Напишет. В полицию, Астахову с Шабардиным... Еще кому. Дорогие родители, учителя, помогите таким заяву написать без ошибок, подскажите правильный адрес. Я ж не последний раз на этом автобусе ехал". 

...Нас всё призывают учить подрастающее поколение гордиться страной. Гордиться страной, конечно, можно. Но не следует забывать, что особенно любят страной гордиться те, кому больше гордиться нечем. Может, для начала научить наших отпрысков отрывать зад от сиденья? Подать им пример, предлагая в автобусе бабушке сесть? Чтобы они могли хоть немножко гордиться собой, как в известной рекламе: "Ты можешь!".