Диего Ривера "Человек на распутье" (фрагмент). 1934 г.



Прочитал хорошую статью «Природа человека и капитализм», при чтении возникли некоторые мысли про отношения между развитием и смертью в человеческой истории.



Так уж получилось, что развитие нашего мира, начавшееся в момент большого взрыва, сейчас, по крайней мере, на планете Земля, продолжается в форме развития человечества. В каждом из нас есть источник этого развития – присущая человеку способность изменять себя и окружающий мир, способность к познанию и творчеству.


Это всё конечно хорошо, но приходится признать, что сейчас человечество доразвивалось до такой степени, что возникла реальная опасность самоуничтожения. Причина этого, как справедливо пишет автор статьи – в мировоззрении индивидуализма, которое господствует в мире.


В этом мировоззрении есть странное противоречие. Считается, что внешнюю среду, мир в котором существует человек – можно бесконечно познавать, изменять, создавать, развивать, а самого человека – почему-то нельзя. Природа человека признаётся неизменной. Поэтому считается, что человеческие пороки невозможно искоренить из человеческой природы, но можно держать под контролем или стараться использовать их энергию для достижения блага.

 

К числу таких пороков относится извечный конфликт человека с человеком, как наследие грызни между зверями в дикой природе. Война эта существует в разных формах и масштабах. Противостоять друг другу могут как отдельные личности, так и целые народы. И наличием этого качества можно объяснить существование вечных тем или вечных сюжетов в литературе и искусстве. Например, смысл поступков героев в трагедии Шекспира «Король Лир», вполне понятен современному зрителю, а действие пьесы, при желании, можно органично перенести в наши дни.
 


Павел Татарников. "Король Лир" (иллюстрация).



Противоречия между людьми конечно есть, но почему их существование должно считаться вечным? В истории человечества, да и в повседневной жизни найдётся немало  примеров преодоления этого противоречия. А как же иначе? Без этого преодоления человечество просто не смогло бы существовать. Да, есть война, но и мир тоже существует. И вечный мир между людьми, имеет такое же право на существование, как и вечная война, о которой говорят индивидуалисты. А когда эта война грозит смертью всем человечеству, то вечный мир - становится единственным вариантом спасения.

 


Как верно сказано в статье, научно-техническое развитие, локомотивом которого является развитие средств ведения войны, идёт с огромным опережением темпов развития самого человека, то есть его способности разумно распоряжаться плодами прогресса. Поэтому, сейчас человечество напоминает обезьяну, играющую с гранатой.

 



«Планета обезьян: Революция» 2014 г. (кадр из фильма).


Чтобы перестать быть обезьяной - нужно развивать человека. Под развитием в данном случае понимается избавление человечества от мировоззрения «зоологического индивидуализма», которое является остатком от звериного, дочеловеческого прошлого. Атавизмом, вроде хвоста или шерсти по всему телу.


Это избавление снимет опасность использования научно-технического прогресса для самоуничтожения человечества, даст возможность создать условия для развития творческих способностей каждого человека и освободит для этого колоссальные силы и средства, которые раньше тратились на войну всех против всех.


В условиях этой войны, постоянное стремление к познанию - побуждает человека распахивать двери, отделяющие от нашего мира разнообразные силы разрушения. Возможность открывать двери постоянно растёт, чем дальше, тем больше дверей открывается, а возможность держать под контролем то, что выходит из дверей – принципиально не меняется. Когда США готовили первую ядерную бомбу, президент Гарри Трумэн сказал «Если бомба взорвется, а это так и будет, у меня появится хорошая дубинка против этих русских парней». То есть отношение к бомбе, которая может мгновенно уничтожить десятки тысяч людей, ничем принципиально не отличается от отношения к деревянной дубине, которой можно убить зараз только одного человека.

 



Кукрыниксы "Я за мир и разоружение" 1979 г.

 


Внутренний тормоз, который запрещает открывать опасные двери - очень слаб.

 


Поэтому, если хочется уничтожить врага – именно эти двери будут самыми привлекательными.

 


И это будет постоянно, пока человек видит в другом врага, а не друга.



В статье справедливо сказано, что единственный вариант спасения – это переход к мировоззрению коллективизма. Тут стоит добавить, что это вариант спасения с сохранением развития. Автор статьи считает, что снижение научно-технического развития невозможно, но я бы не стал так категорично утверждать. В окружающей действительности найдётся немало примеров, показывающих, что в мире ведётся планомерная работа по остановке истории и переделке человека, нацеленной на уничтожение в его природе источника творчества и развития. Авторы этих планов не заявляют открыто о своей работе и её целях, так как уничтожение развития им нужно для сохранения своего господства, а такие цели большинство жителей Земли не примут как благо. Поэтому, эту работу прикрывают утверждением, что развитие всегда ведёт к смерти, а разрушительность научно-технического прогресса может остановить только отказ от развития.

 




Коммуна хиппи (США).


Но результат этого отказа, то есть добровольной деградации – тоже смерть. Потому что человечество может не только сгореть во вспышке ядерной войны, оно может и медленно затухнуть в реке времени.


Поэтому сейчас настоящее спасение может быть только в соединении мировоззрения коллективизма и прогресса, единство развития человека и развития производительных сил общества, которое будет реальной основой для будущего освобождения человека.



Говоря о развитии человека, нужно быть готовым к тому, что люди могут по разному понимать что это такое.

 


Одни люди считают, что развитие человека – это приобщение к достижениям культуры и науки, то есть, по сути, создание системы всеобщего образования.

 


Другие люди, считают развитием - накопление духовного богатства, и видят средство для достижения этой цели в разнообразных религиозных, околорелигиозных и псевдорелигиозных практиках.

 


Некоторые считают, что развитие – это получение человеком экстрасенсорных способностей.

 


И наконец, есть мнение, что развитие – это соединение человека и машины, создание киборга.

 


Я не буду сейчас оценивать верность или ошибочность этих представлений, отмечу только, что у них не только разное содержание, но и разная способность по спасению человечества в современной ситуации.
 


Мы считаем, что сейчас, спасительным будет такое развитие человека, которое избавит его природу от «зоологического индивидуализма», которое уничтожит извечную вражду человека с человеком и преодолеет отчуждение между людьми. Развитие, которое сделает всех единой семьёй, где «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
 




Сейчас человечество стоит на распутье. И от выбора, который будет сделан, зависит наше будущее. Либо мы станем тупиковой ветвью и вымрем, как динозавры, либо будем двигаться дальше и сможем воплотить новый этап развития нашего мира. Продолжим эстафету, которая началась миллиарды лет назад.

 


Константин Юон "Люди будущего" 1929 г.