Очень похоже на то, что «Единая Россия» после принятия поправок в закон об изъятии заброшенной земли решила использовать земельный вопрос как едва ли не главное оружие в предвыборной гонке 2016 года. А мне на этот счёт вспомнился фильм Чарли Чаплина «Малыш», в котором шустрый пацан идёт по городу и ловко камушками разбивает стёкла в жилых домах. Рядом по «случайному» стечению обстоятельств оказывается стекольщик-бродяга, который за плату ставит в окна новые стёкла. Почерк партии в работе один в один смахивает на этот комедийный фильм -с отнюдь не комедийными последствиями: сначала до основания «разбиваются» здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а затем разрабатываются программы «остекления» этих социально-экономических сфер.

 

Как «разбили стёкла» в сельском хозяйстве

 

 1861 года, когда царь Александр Второй отменил крепостное право, а крестьяне получили возможность выкупа земли, прошло 155 лет. Каких только земельных реформ не проводилось в России за эти полтора века с хвостиком, а крестьяне по-прежнему остаются без земли и комфортного жилья. Хотя чисто арифметически в России на каждого гражданина приходится по 10 с лишним гектаров земли - от младенца до старика, сельская молодёжь уезжает в города и снимает там квартиры-однушки в домах-небоскрёбах.

 

От трибунных программ по развитию села и бумажных мер по оздоровлению сельского хозяйства в стране вышли из оборота 56 млн. гектаров реальных сельхозугодий. Всякие попытки вернуть землю в оборот оказываются тщетными, так как банкротство сельхозорганизаций никто в стране даже не пытается остановить. Сельхозпредприятия ликвидируются, а передачей земли другим пользователям никто не занимается. И по большому счёту никто в очередь за этой землёй не выстроился.

 

С другой стороны, хотя земли сельхозназначения находятся на территории сельских администраций, сельские муниципальные органы власти полномочий по распоряжению этой землёй не имеют. При этом пашни десятилетиями не работают, зарастают случайным лесом и дремучими сорняками.

 

На практике проблема выглядит ещё более сложной, так как собственники земли при банкротстве предприятия бросают земельные угодья на произвол судьбы. Получается запутанный клубок проблем.

 

Вопросы использования сельхозземель были рассмотрены на коллегии Счётной палаты РФ в начале 2016 года. Оказалось, что госмониторинг земель сельхозназначения проводится Минсельхозом лишь частично, единая федеральная система о землях по всем регионам не работает. Механизм изъятия неиспользуемых земель также не действует. За 2014 год и 9 месяцев 2015 года по всей России принудительно было изъято 5,62 тыс. гектаров земли, при том что более 56 млн. гектаров земли по прямому назначению не используется. В одной только нашей области за 2015 год из оборота было выведено 37,8 тыс. гектаров сельхозугодий.

 

То, что Кировская область вышла в лидеры по неиспользуемым землям сельхозназначения, я в своих материалах отмечал неоднократно. При 1,88 млн. га заброшенных земель регион вышел на 4-е место в России по этому показателю после Алтайского края (5,04 млн. га), Новосибирской области (2,66 млн. га), Саратовской области (2,95 млн. га). И это не случайно, так как число работающих в сельском хозяйстве организаций сократилось за 11 лет более чем в 2 раза, а численность занятых в сельском хозяйстве - почти в 2,5 раза.  Иначе говоря, «малыш» своё дело сделал, разбив в окнах сельского хозяйства стёкла и отлучив крестьян от земли, настало время «стекольщика». Но где же он, этот «секольщик»?  

 

Новым законом по земельным отношениям...

 

17 июня 2016 года по проекту «ЕдРа» Госдумой были внесены изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а 4 июля новый закон подписал президент. И вот уже 20 июля в Москве состоялась пресс-конференция руководителей партии «Единая Россия», на которой в торжественной обстановке они этот закон презентовали, словно запустили новое предприятие всероссийского масштаба. Мало того,  «партия власти» приняла решение запустить мониторинг по исполнению данного закона. Для этого во всех регионах России планируется создать так называемые мониторинговые группы партии «Единая Россия», которые должны изучить, сколько земли сегодня не производит сельскохозяйственную продукцию.

 

Моя сестра Антонина в 1967 году окончила Халтуринский сельхозтехникум, землеустроительное отделение, и всю жизнь проработала в «Сельхозаэрофотосъёмке». Если говорить предметно, она как раз и занималась мониторингом сельхозземель, собирая для этого материалы в многочисленных поездках по стране. За 10 лет она объехала Кемеровскую, Новосибирскую и Омскую области, а также Хабаровский край, совершая эти экспедиции на лошадях, автомобилях, а иногда на лодках с проводником, занималась полевыми и таёжными изысканиями. Потом на основе собранных материалов вычислялись площади сельхозугодий, оформлялись топографические карты. Это многоплановая работа, включающая в себя не только картографические задачи, но и задачи исследования плодородия почв. В 1992 году на предприятии у сестры в г. Омске прошли сокращения, а нынче оно закрыто совсем и на здании висит объявление: «Сдаётся в аренду». Так целое направление работы в сельском хозяйстве оказалось за бортом.

 

Сегодня мониторинг сельхозземель можно проводить с использованием спутниковой связи, но многие ли регионы имеют такие возможности, включая бюджетные средства. Топографические карты, которыми они обладают, относятся к 80 - 90-м годам прошлого века и для серьёзной работы непригодны. Что уж говорить о мониторинге почв?

 

И тогда возникает вопрос: как группы добровольцев от «Единой России» намерены на практике проводить мониторинг земель сельхозназначения в нашей области, где выведено из оборота 1,88 млн. га земель? Имеет ли «партия власти» специалистов для этого? Располагает ли министерство сельского хозяйства и продовольствия области техническими возможностями, кроме рулетки, блокнота в клеточку и карандаша с резинкой? И какие предметы для исследования будет включать мониторинг?

 

Лично у меня складывается мнение, что сделанные руководством партии заявления - это в чистом виде предвыборный пиар. 20 июля в Москве проведена пресс-конференция, а 21 июля секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Владимир Быков рапортовал в местных СМИ, что к работе по мониторингу все готовы, включая правительство области и все профильные и контролирующие службы. О проделанной работе будет подготовлен доклад Президенту России. К сказанному нужно добавить, что мониторинговые группы будут созданы по контролю за исполнением ещё 3 законов: о торговле, «о зелёном щите», о лесовосстановлении. Придётся выбирать: либо партия будет заниматься работой по мониторингу в лесах и на полях, либо этот мониторинг будет носить языково-трибунный характер, так как выборы в стране пройдут 18 сентября (осталось менее 2 месяцев).

 

История принятия закона о земле

 

Ещё в ноябре 2008 года в Госдуму был внесён законопроект об изъятии сельхозземель у нерадивых собственников, а в декабре по поручению президента ожидалось его принятие. Однако в декабре 2008 г. закон приняли только в первом чтении, так как баланс интересов между крупными и мелкими собственниками не был найден, а Дума того созыва завершила работу.

 

В полном объёме закон приняли 29 декабря 2010 г., а фактически он вступил в силу с 1 июля 2011 года, и уже перед выборами в Госдуму стал использоваться единороссами как агитка для народа. Прошло 5 лет, в течение которых закон-уродец так и не начал работать: земля продолжала выходить из оборота, но изъ-ятия её у нерадивых собственников власть не инициировала. Наказания за это никто не понёс.

 

И вот уже с 1 июля 2016 года вступили в силу новые дополнения в федеральный закон, якобы позволяющие изымать землю в принудительном порядке, через суд, у нерадивых собственников. Но по факту, на мой взгляд, принципиальных различий вновь в закон не внесено. Снова собственники могут не использовать землю в течение 3 лет, хотя ещё в декабре 2015 года на совещании у президента В. Путина представители правительства вели речь о годичном сроке, после которого, если земля не используется по назначению, может последовать принудительное изъятие её через суд. Для промывки мозгов народу нынче объявлена кампания по мониторингу единороссами использования земли - начинается очередной спектакль.

 

Даже если будет проведён качественный мониторинг заброшенных земель, кто станет пахать, сеять и убирать урожай, притом что деревни и сёла обезлюдели, а предприятия обанкрочены? Если в области уничтожена инфраструктура сельского хозяйства, целые отрасли, составлявшие ранее единую цепочку, - совещания, отчёты, доклады и мониторинги не помогут. И если «Единая Россия» родила изменения в закон, она должна иметь чёткую программу дальнейших действий, благодаря которым заброшенная земля вновь заработает.

 

В Кировской области работа по возврату земли в оборот началась и тут же закончилась заявлением губернатора Никиты Белых на ОЗС в июне 2015 года, когда он неожиданно сообщил о создании агентства по введению в оборот 250 тыс. га. Похоже, что мысль пришла в голову губернатору в тот момент, пока он шёл к трибуне, а когда уходил с трибуны - мысль ушла и больше не возвращалась. Агентство так и не создано, практических шагов не предпринято.

 

В фильме Чарли Чаплина «Малыш» герои прекратили разбивать стёкла, когда возле них появился полицейский. Что образумит партийцев-единороссов в бездумных играх с землёй - пока непонятно. Закончатся выборы власти 18 сентября 2016 года - и снова можно будет позабыть о земле на 5 последующих лет.