В последнее время много дискуссий по поводу дымковской игрушки. Я вот с удивлением обнаружил, что, оказывается, Максим Горький был одним из самых жестких ненавистников нашей вятской «дымки». Об этом написано в ряде источников, например в сборнике статей писателя «О молодежи» за 1949 год.

 

Вот такая была история в 1930-е годы. Художник и пропагандист дымковской игрушки Алексей Деньшин летом 1933 года послал Горькому свою книгу «Вятские старинные глиняные игрушки», сопроводив ее словами: «Великому и любимому писателю А.М. Горькому из далекой Вятки скромный труд от автора». Однако, прочитав монографию, Алексей Максимович дымковскую игрушку невзлюбил. 3 сентября 1933 года в газете «Комсомольская правда» вышла статья писателя «Об игрушке». Горький делился с читателями мыслями о том, во что же должны играть дети молодого социалистического государства?

 

Про дымку он пишет: «Альбом вятских глиняных игрушек я получил. Это - старо и, конечно, не то, что нам нужно. Красочность - единственное их достоинство, а мы должны воспитывать ребят на современных формах: утка должна быть действительно уткой. Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка своим сходством с поросенком или зайцем. Вятские глиняные лошади - это очень примитивный и уродливый проект настоящей лошади…»

 

Вообще Горький считал, что дымковская игрушка должна меняться в сторону совершенства формы и красочности, быть более занимательной. Сам он предлагал создать игрушку совсем нового формата. Из пространного ее описания следует, что это должны были быть некие аналоги современных «лего» или пазлов, в советской интерпретации конечно. Горький предлагал «расчленить» разных животных на части, чтобы дети учились их собирать. Вот так: дымку Горький не любил, а про пазлы все наперед знал, что будет актуально.