Вкусу  руководящих кировских  чиновников от культуры, а также их учёных советчиков удивляешься постоянно.  Того же  Е. Гришковца  далеко не во все "дома" пускают, а у нас он – частый и желанный  для  бюджетодержателей  гость.

 

О том, что подобные любимцы обладминистрации не способны облагораживать свою аудиторию и повышать её культурный уровень, свидетельствуют инциденты на моноспектакле "Шёпот сердца" 27 марта, описанные газетой "Про Город".  Подтвердились эпитеты "самовлюблённый и беспардонный", данные  блогером этому лауреату премии имени М. Салтыкова-Щедрина  ещё  21 декабря минувшего года.

 

В ущерб зрителям Е. Гришковец дважды останавливал действо и выгонял "нарушителей" (чего?) со словами "наглость", "наглее",  "пьян, как свинья", "свинство", "пьян в стельку", "такое неуважение, когда зритель спит".  Последнее напомнило мне самую непедагогичную учительницу, которая встретилась мне в жизни. Будучи недовоспитанной и потому  сверх меры обидчивой, она могла выгнать с урока зевнувшего пацана со словами "какая наглость!" Как будто и не учат  в пединституте возрастной психологии и медицине и не объясняют, что  зевают дети рефлекторно от переутомления, от духоты в кабинете, при  начинающемся  недомогании.

 

С другими учителями  в нашей элитной школе нам повезло  гораздо больше. Мы учились у культурных  людей, которые, как, например, математик Г. Шурыгина-Осетрова,  не унижали учеников даже замечаниями:  нарушителю достаточно было укоризненного взгляда Галины Александровны. Совершенно невозможным было бы удаление  кого-либо из аудитории  в моём родном Ленинградском университете.

 

Самой мне  за почти 40 лет работы с молодёжной аудиторией даже в голову не приходило удалять слушателей  с занятий  за что бы то ни было. Тем более за желание сфотографироватьвыступающего  - это даже, скорее, комплимент. Не говорим уже о непреложной истине: зритель (слушатель, клиент, пациент, покупатель и т.д.) всегда прав!

 

Любые публичные разборки неприятны для всей аудитории. А главное, они – помеха для коммуникативного процесса; для  цельного  восприятия  концерта, спектакля, лекции. И в значительно большей степени, чем, например,  чьи-то манипуляции с фотокамерой или  (может быть,  демонстративное) засыпание  зрителя в кресле.

 

Порадовала в этом газетном материале реакция заместителя директора по организации зрителя  в драмтеатре Игоря Тарасова. Он извинился перед без вины пострадавшим зрителем  и объяснил поведение Е. Гришковца "его характером и, так скажем, "звёздностью".  Кировчане явно переросли в культурном отношении и не по чину берущих гастролёров, и их  неразборчивых чиновных почитателей.

 

На фоне всего случившегося  оттопыренный указательный перст воинственного Е. Гришковца на газетном фото  невольно воспринимаешь как средний.