На страницах интернет-изданий и в радиоэфире наблюдается некое подобие политических баталий. Но стоит выйти на улицу и пообщаться с людьми, как понимаешь, насколько скучно, тоскливо и предсказуемо для них будущее действо. Фактически оно аналогично советским выборам единственного, назначенного сверху кандидата. Правда, в старые времена на избирательные участки завлекали распродажей дефицитного товара, лимонада и пончиков, а вот сегодня совершенно непонятно, что может заставить народ променять погожий сентябрьский денёк на участие в мероприятии с заранее известным результатом.

 

Все разговоры о возможности второго тура - от лукавого. И дело тут не в каких-то личностных заслугах временно исполняющего обязанности губернатора И.В. Васильева. Просто кировские избиратели традиционно инертны и послушны, предпочитают голосовать как велят начальство и телевизор. За этим скрывается своеобразная народная мудрость. Что толку в дотационном отсталом регионе бодаться за оппозицию? Сколько протянет неугодный Москве избранник, будь он хоть семи пядей во лбу и самый распрекрасный человек? В ситуации абсолютной зависимости от федерального центра он только сам измучится и население измучит. Любые же неосторожные поступки (например, по привлечению инвестиций) грозят губернатору арестом - что там говорить, сейчас своих-то назначенцев не жалеют. Потому подавляющее большинство избирателей не заморачиваются по поводу программ кандидатов, в том числе начхать им на комплексную программу областного развития - всё равно в Кирове делать будут то, что укажут столичные чиновники.

 

Кроме того, Васильев - креатура лично президента Путина. Региональные выборы за полгода до выборов главы государства есть не что иное, как предтеча грядущего «референдума о доверии». Пускай прямо нигде не произносится, но всем понятно: голосуешь за Васильева - значит, выражаешь поддержку Путину. Популярность действующего президента пока такова, что обеспечивает успех всякого отобранного кремлёвского ставленника. Потому выборы нынешней осени - совсем не вопрос оценки реальных достижений нового правительства, это вопрос веры, нечто похожее на стояние в очереди к мощам Николая Чудотворца. Неважно, что за минувший год команде Васильева удалось, что - нет, доводы разума в направлении такого избирателя здесь никак не работают.

 

Два означенных выше фактора свели бы на нет амбиции любых конкурентов. Впрочем, в Кировской области опасные соперники у Васильева, при всём уважении к заявившимся на участие в выборах, всё равно отсутствуют. Ну нет на Вятке пока своего «Навального». Появление политической фигуры, не выпестованной внутри «партии власти», которая была бы узнаваема и признаваема широкими массами (пускай относительно), - в нынешних реалиях событие редкое для страны в целом. Странно бы было видеть сильных кандидатов от КПРФ и ЛДПР, так как центральное руководство этих политических партий давно живёт в согласии с правящей силой, разве что торгуясь по вопросу своего бюджетного финансирования. Эти организации находятся в глубоком кризисе, раздрае, не имеют серьёзной опоры на местах и потихоньку вырождаются. Величаемый в узких кругах «истребителем губернаторов» С.П. Мамаев, лидер Кировского обкома КПРФ, хотя положительно отличается от Г.А. Зюганова смелостью и напором, но по примеру «вождя» долгие годы выстраивал в регионе характерную для компартии России авторитарную структуру, в которой ключевые вопросы решаются келейно, а мнение рядовых членов никак не учитывается. Подобный стиль управления привёл к полному отрыву верхов даже от «ядерного электората». Как следствие - отток сочувствующих левым идеям сторонников, сравнимый по масштабам с эпохой прощания с партбилетами на финише перестройки. Прекратили существование многие «первички», оставшиеся существуют, как правило, номинально. Современная КПРФ (наша область не исключение) - совсем не колосс, и не на глиняных ногах, скорее вовсе без ног.

 

Самую честную позицию, представляется, заняли в «Справедливой России», заявив, что «выборы превратились в профанацию» (С. Доронин). В условиях сложившейся вертикали власти, когда попавших в опалу губернаторов топят, как ненужных котят, а на их места в Москве подбирают кандидатуры из совсем уж далёких закромов родины, губернаторские выборы представляются совершенно излишним, ненужным мероприятием.