Судя по всему, итоговая аттестация школьников в новом формате - единого и основного государственных экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ) - прижилась и с каждым годом находит всё большее число сторонников. Содержательная часть экзаменов совершенствуется, учителя и дети в большинстве своем теперь лишены тех страхов, которые сопровождали ЕГЭ первоначально, очевидны положительные результаты реформы по обеспечению прозрачных и равных условий для выпускников при поступлении в высшие учебные заведения. Однако до сих пор замалчиваются проблемы, связанные с привлечением учителей к организации экзаменов. Хотя нам уши прожужжали про "жить по закону", в данном случае, кажется, государство исходит из понятий и, прежде всего, об исполнительности и совестливости российского учителя, которые очень удобны для прикрытия государственных беззаботности и бесстыдства.



Начнём с того, что задействование педагогов на выпускных экзаменах в качестве сторожевой охраны в аудиториях, коридорах никакого отношения к их функционалу на самом деле не имеет. Так как в день экзамена в пункте его приема (ППЭ) не могут находиться учителя данного предмета и данных школьников, то чаще всего на ЕГЭ и ОГЭ привлекаются учителя начальных классов. С какой стати учителя начальных классов должны зачитывать инструкции, следить за отсутствием мобильных телефонов и шпаргалок, провожать выпускников в туалет, часами тупо сидеть под камерами видеонаблюдения и т.п.? Объяснение одно - им не нужно дополнительно платить. Ведь для пущей объективности следовало бы создать специальные аудитории вне школ, набрать организаторов из числа сторонних лиц, но это повлекло бы за собой значительные расходы. Зачем, когда эту роль в добровольно-принудительном порядке можно взвалить на плечи школьных педагогов?



И никого не интересует, что последняя неделя мая - учебная, что в дни проведения экзаменов школы, являющиеся пунктами приема экзаменов, вынуждены отменять занятия, а у учителей, рекрутированных на ЕГЭ-ОГЭ, всякий раз пропадают уроки. С точки зрения обывателя - подумаешь, беда какая, дети раньше на каникулы выйдут. Вроде бы мелочь. Вот только с позиции Рособрнадзора непроведённый урок-другой есть невыполнение образовательного стандарта, грубейшее нарушение, грозящее образовательному учреждению серьёзными санкциями. Потому школы вынуждены каким-то образом изощряться, проводить занятия во вторую смену, учителя - уплотнять материал, приписывать уроки, какие в реальности не состоялись. В любом случае - жертвовать основными своими задачами по обучению и воспитанию детей. К примеру, ради обязанностей сопровождающего, который довозит выпускников до ППЭ, и обязан в течение всего времени экзамена находиться в отдельном помещении, а то и просто в коридоре, изнывая от безделья.



В дискуссиях последних лет неоднократно ставились вопросы о качестве контрольно-измерительных материалов; средствах недопущения нарушений, что могли бы привести к искажению объективности результатов; психологической подготовке школьников к экзаменам и др., и ни разу - об отношении к учителю, бесплатно обеспечивающему проведение ЕГЭ. Нет, конечно, существуют иезуитские правила оплаты этого труда по отдельному договору, ими можно воспользоваться, но тогда в табеле учёта рабочего времени по основному месту работы человеку не поставят фактически отработанный день, и он потеряет гораздо больше, чем приобретёт.



Но вернёмся к вопросу об отношении к учителю. Будучи на экзамене руководителем, организатором в аудитории, дежурным в коридоре он прибывает к 8.00. Экзамен начинается в 10 и длится порою более 4-х часов (с учётом времени на инструктаж). Затем в завершение организаторы и руководитель упаковывают материалы и заполняют различные бланки. В итоге - семь часов. По существующим требованиям в ППЭ не должно быть никаких посторонних лиц, все неиспользуемые помещения опечатываются, в том числе не работают школьные столовые. Таким образом, весь рабочий день люди проводят без обеда, что является нарушением ст.108 Трудового кодекса РФ. Почему порядок проведения ЕГЭ превыше Трудового кодекса и физиологических потребностей человека, объяснить никто, включая министра образования, не способен.



Общаясь между собой на учительском портале, коллеги пишут: "У многих есть заболевания, при которых нужно кушать не раз в день. Моя знакомая просидела на ЕГЭ и получила обострение язвы", "Сижу на экзаменах по 2 раза в неделю в коридоре. В кармане мелкие печенюшки, на подоконнике бутылочка с водой. Пока никто не видит, подкрепляемся. Издевательство над людьми. Попробуйте на заводе не отпустить рабочих на обеденный перерыв! Профсоюз за нас даже слова не замолвит...", "Даже бутерброды и чай у нас запрещены почему-то", "Была в этом году организатором один раз. К концу всего процесса от голода начало тошнить и потряхивать. С собой разрешали только воду. Выходить из аудитории нельзя", "В результате интенсивно проведенной недели с бесконечными ЕГЭ и ОГЭ так же интенсивно в субботу и воскресенье лечила желудок...". От больных сахарным диабетом администрации требовали медицинские справки. Учительница из Москвы опубликовала документ городского департамента с разрешением приносить еду в прозрачных пластиковых контейнерах, что было воспринято пользователями как апогей милосердия.



Другой момент связан с прибытием в ППЭ, ведь зачастую он расположен в ином населённом пункте. Было бы интересно узнать, сколько в бюджетах выделено средств на возмещение учителям расходов на проезд. Могу предположить, что в Кировской области - ноль. Пытаюсь вспомнить, в каком году "тучного десятилетия" была прекращена практика оплаты учителям расходов, связанных с поездками по служебным нуждам (на заседания методических объединений, мероприятия, конференции, ЕГЭ-ОГЭ). Наверное, с первым повышением зарплаты - видимо, финансисты рассудили, куда ж ещё такие деньги девать?! Заставить выполнить чужие обязанности да ещё не заплатить за проезд - и кто-то ещё говорит, что у нас неэффективный менеджмент?



"Ну, разве так можно?", - ищу я сочувствия у друга. "Вы сами их приучили так к себе относиться", - отрезает он. Да, мы - не французы, мы не выходим тысячами на многомесячные забастовки, защищая свои трудовые права. Мы покорны и исполнительны. Дополнительная нагрузка, обед, проезд - вроде такие мелочи, ведь дети - главное. Но не из подобных ли мелочей складывается урок, знания и умения по которому оказываются в наших выпускниках, включая "стобалльников", самыми прочными?

 

Оригинал