Представьте себе: вы сидите перед телевизором - и при посредственном исполнении песни, например, с экрана звучат бурные аплодисменты зрительного зала. Вам и в голову не придёт, что эти аплодисменты записаны с другого концерта и предназначены другому артисту. Примерно такие же ассоциации вызывают у меня отчёты чиновников Кировской области, бурные овации которых самим себе словно бы записаны с чужого концерта. Создаётся впечатление, что министры живут на сцене и не видят реальности, где жизнь гражданами воспринимается вовсе не в радужных красках.

 

«Это нужно показывать…»

 

15 апреля 2016 года в Саратове прошёл форум партии «Единая Россия» под лозунгом «Современное российское село». Вот некоторые выдержки из выступления Д.А. Медведева, лидера правящей партии и Председателя Правительства России: «Достаточно взглянуть на то, как выглядят сегодня наши поля, чтобы понять, какой огромный путь проделало наше сельское хозяйство за последние годы. Это нужно показывать, об этом нужно рассказывать. Это действительно повод для гордости, для гордости всей страны». А ведь Дмитрий Анатольевич абсолютно прав. Достаточно взглянуть на современные поля, чтобы понять, куда мы пришли. Если бы лидер «Единой России» зашёл на поле, заросшее борщевиком, в любом районе Кировской области, он бы из этих зарослей высотой в 2 метра мог просто не выйти.  

 

Только за 2015 год в области, по отчёту министерства сельского хозяйства, прекратили свою экономическую деятельность 18 сельхозорганизаций. И меня, например, это интересует гораздо больше, чем снижение физического веса губернатора на 34 кг.

 

Только за один год площадь сельскохозяйственных угодий в области уменьшилась на 37,8 тысячи гектаров, из которых 32,4 тысячи - пашни. Представьте себе такую картину. Губернатор с министрами правительства в автомобильном кортеже продвигается по области, а кругом рвутся снаряды. Вот разбомбили одно село, вот второе лежит в руинах - и так 18 центральных усадеб сельхозпредприятий. На этом фоне  свита  выходит  из машин, и  министр  сельского хозяйства А. Котлячков рапортует о достижениях в сельскохозяйственной отрасли губернатору Н. Белых. И через аплодисменты уже не слышны разрывы снарядов. Где-нибудь в мире ещё происходит такое? А за 7 лет работы правительства в руины превращены 184 сельхозпредприятия с их сёлами и деревнями.

 

Чтобы было понятно городскому жителю, что такое 37,8 тысячи гектаров сельхозугодий, покажу эту величину на конкретных районах нашей области. У нас самые большие посевные площади - в Кумёнском районе, где занято посевами 64,3 тыс. гектаров земли. На втором и третьем местах - Зуевский и Уржумский районы, там засевается сельхозкультурами 58,6 и 57,3 тысячи гектаров соответственно. На этом фоне имеются районы, в которых от сельского хозяйства остались «рожки да ножки». В Верхнекамском и Опаринском районах, например, площадь посевов всего по 1,3 тыс. га, в Омутнинском - 2,5 тыс. га, в Юрьянском - 7 тыс. гектаров.

 

Если говорить более подробно, в Верхнекамском районе во всём сельском хозяйстве занято 19 человек, от работы которых за 2015 год выручка составила 3,8 млн. рублей, а прибыль - 29 тыс. рублей. В Мурашинском районе всё сельское хозяйство состоит из шести крестьянских (фермерских) хозяйств и 2,9 тысячи личных подсобных хозяйств населения, силами которых обрабатывается 183 гектара земли, а на все сельские дворы приходится 76 коров.

 

Известный ранее на всём советском пространстве Котельничский район с его колхозом «Путь Ленина» нынче засевает сельхозкультурами 28,5 тыс. гектаров земли на 13 сельскохозяйственных организаций.

 

За 7 лет общая площадь посевов в области сокращена на 123,2 тыс. гектаров земли. А всего в Кировской области, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, не используется 1,88 млн. гектаров земли сельскохозяйственного назначения. И по этому показателю наша область на втором месте в Приволжском федеральном округе после Саратовской области и на 4-м месте в Российской Федерации - после Алтайского края (5,04 млн. га), Новосибирской области (2,66 млн. га), Саратовской области (2,95 млн. га).

 

Как куриные яйца на Вятке стали «золотыми»…

 

Надо признать, что «золотыми» куриные яйца на нашей земле стали также в период правления Н.Ю. Белых и министра А.А. Котлячкова. За 7 лет в области прошли несколько «куриных революций», в результате которых «куриные» предприятия влезли в миллиардные долги и арбитражный суд признал их несостоятельными. Одни из этих предприятий сегодня находятся под внешним управлением, другие - признаны банкротами и ликвидированы.

 

Основные птицефабрики области по собственникам разделены на две основные группы. Например, группа из трёх птицефабрик (ОАО «Птицефабрика «Нолинская», ЗАО «Зуевская птицефабрика», СПК (колхоз) «Птицевод») входила в холдинг «Аль-Пари». Уже почти 3 года, как все эти предприятия признаны банкротами с долгами соответственно 925 млн., 1 млрд. 416 млн., 1 млрд. 368 млн. рублей. Птицефабрика «Нолинская» никакой продукции не выпускает, её производственные здания похожи на руины. На базе двух других птицефабрик созданы ООО «Зуевское любимое» и ООО «Возрождение», но долги от прежней деятельности никуда не спрячешь.

 

Вторая группа птицефабрик относится к ОАО «Кировхлеб», куда входят ОАО «Птицефабрика «Костинская», ООО «Птицефабрика «Фалёнская», ООО «Кирово-Чепецкая птицефабрика», ООО «Уржумская племптицефабрика», ЗАО «Птицефабрика «Котельничская», ООО «Племенное птицеводческое хозяйство «Орловское». На 12 мая 2016 года долги Костинской птицефабрики составляли, по данным конкурсного производства, более 2,4 млрд. рублей. Сумма требований к Уржумской племптицефабрике - более 3,5 млрд. рублей. Долг по кредитам Орловской птицефабрики в прошлом году составлял 453,7 млн. рублей. Больше года в состоянии банкротства Фалёнская птицефабрика, долг которой только перед Сбербанком - свыше 274 млн. рублей. Закончилась распродажей имущества деятельность Котельничской птицефабрики. Как сложится судьба этих предприятий,  догадаться несложно. Кто станет покупать разорённые птицефабрики в период экономического кризиса?

 

Насколько мне известно, в области осталось без долгов ОАО «Советская агрофирма», которое в 2015 году произвело 106,8 млн. штук яиц и реально развивается. И строчка в отчётах министерства сельского хозяйства о том, что в 2015 году птицеводческими хозяйствами области произведено 424,6 млн. яиц, надежды на светлое будущее этой отрасли не внушает.

 

О чём мычат коровы…

 

Гордостью чиновников нашей области является молочная отрасль. На 1 января 2016 года в регионе числилось 84,1 тыс. коров. За год молочное стадо даже приросло на 1,9 тысячи голов, было надоено 526,6 тыс. тонн молока. Нужно признать, что успехи есть, но на фоне других факторов они не вызывают таких аплодисментов. В любом государстве успехи сельского хозяйства оцениваются с учётом того, сколько продукции получено в расчёте на 1 гектар земли, в том числе по молоку. И если пашня у нас зарастает ежегодно на десятки тысяч гектаров, рукоплескать и гордиться глупо. Во-вторых, давайте вспомним о том, что в 1990 году область получала 932 тыс. тонн молока, в 2006 году, за 3 года до прихода к руководству Н. Белых, - 585,5 тыс. тонн молока. Иначе говоря, по отношению к результатам 1990 года мы нынче отстаём в производстве молока на 105,4 тыс. тонн, а к итогам 2006 года - на 58,8 тыс. тонн. Возросла продуктивность коров, улучшился племенной фонд КРС, но велика ли заслуга в этом правительства? Технологии идут вперёд, это естественный процесс.

 

Могу с уверенностью сказать, не будучи специалистом в АПК, что, если не встанут на ноги птицефабрики, земля и дальше будет уходить из оборота. Корма для птицы следует выращивать на родных вятских землях, а не завозить их из других регионов, как это делали владельцы птицефабрик «Кировхлеба» и холдинга «Аль-Пари». Загубили в области спиртоводочные заводы - тем самым также сократили обрабатываемый земельный фонд. Загубили лён на Вятской земле - снова уменьшили посевные площади.

 

Куда движется село?

 

Если то, что происходит с селом сегодня, правительство области считает развитием, то эту позицию, на мой взгляд, иначе как цинизмом назвать нельзя. Без развития экономики на селе не может быть и социального развития, так как финансы - результат производства. А если пашни зарастают сорняками, а предприятия банкротятся - это раковая опухоль сельского хозяйства, которая несёт в себе смерть.

 

Губернатор и его свита каждый год находят свои успехи, используя разовые всплески по отдельным вопросам как достижения. Возрос, например, объём жилищного строительства в 2015 году - заслуга правительства. А то, что в 2016 году строительство жилья упало, это не в счёт. Когда закроется последнее предприятие - на высшем уровне будет экология в регионе. Они и этим будут бахвалиться. А пока они используют технологии статистического обмана. Иначе говоря, чужие аплодисменты.