На фоне предвыборных кампаний, смены губернаторской власти и экономического кризиса совсем незаметно прошло сообщение, что власти Кирово-Чепецка намерены сделать прямую дорогу на Слободской. В следующем году начинаются подготовительные работы, чтобы закончить строительство в 2020 году. Для этих целей правительством региона, как сообщает «Чепецк-Ньюс», предусмотрено 2,5 миллиарда рублей. Вятская агломерация, о которой забыли под грузом неотложных забот, становится явью? Вот только знают ли власти соседних с Чепецком районов о начинающемся процессе? Вопрос не праздный, поскольку такие инициативы могут привести к результатам, о которых проектировщики даже не догадываются. В случае с городскими агломерациями эффект масштаба имеет существенное значение.

 

Вятская агломерация как реальность

 

О проекте «Большой Киров» журнал «ТДТ» писал неоднократно, привлекая местных и иногородних экспертов. По сути, и обсуждение темы «Вятской агломерации» началось с публикации в 2004 году статьи «Новый город – точка индустриальной эпохи». Фраза «Большой Киров» сначала возмутила начальников всех уровней. Они посчитали, что города будут объединять под единую администрацию. Когда оказалось, что речь идёт, прежде всего, о скоординированном управлении процессами и ресурсами, успокоились. Справедливости ради необходимо отметить, что спустя некоторое время руководители и Слободского, и Кирово-Чепецка действительно стали заместителями у главы города Кирова Владимира Быкова, но уже по другим причинам. Подтвердив на своём примере тенденции по миграции трудовых ресурсов.

 

В результате обсуждений и дискуссий, сначала в 2004 году, а затем при новом губернаторе в 2008-м создание агломерации вошло в «Стратегию социально-экономического развития Кировской области до 2020 года». При этом ещё в 2007 году у Кировской области был шанс принять участие в проекте Министерства регионального развития РФ по созданию опорных агломераций: Кировская (Вятская) агломерация была в списке 25 возможных участников. В 2011 году глава города Кирова Владимир Быков, отвечая на вопрос Соломона Говарда из посольства США: «Каким вы видите город через 5 лет?», – чётко ответил: «Наш город будет расширяться – планируется присоединение к Кирову ещё двух городов: Слободского и Кирово-Чепецка, что позволит нам двигаться вперёд. У нас будет развиваться многоэтажное, комплексное, и малоэтажное строительство, а также туризм…». Пять лет прошло…

 

По инерции

 

Объединение ресурсов Кирова, Слободского, Кирово-Чепецка и их пригородов – процесс естественный и неизбежный. Жизнь показала, что прогнозы начала века оказались точными. Только подойти к этим процессам можно по-разному. Можно по инерции, когда оно само всё как-то там сложится, подарив жителям трёх городов и ближайших районов целый букет проблем. А можно разумно – прогнозируя изменения, заранее закладывать в свои планы и бюджеты необходимые затраты, в целом координируя планы развития городов с учётом взаимных интересов и возможных конфликтов. Яркий пример последнего года – планы по строительству нового полигона твердых бытовых отходов (ТБО) для Кирова в Осинцах Слободского района. Возмущение жителей района и соседствующего со свалкой посёлка Вахруши переросло в пикеты, сборы подписей, сказывается и на предвыборной кампании. Это как раз показатель отсутствия планирования и управления в пределах агломерации, а не отдельного муниципального образования. Повторюсь, эффект масштаба имеет значение. Для городских агломераций есть несколько животрепещущих проблем-вопросов. И одна из них – как раз отходы. Свалка для одного, пусть и полумиллионного города, и свалка для агломерации, оцениваемой за 800 тысяч жителей, – это разные свалки. Начиная от выбора места и заканчивая тем, что требует серьёзного и настойчивого подхода к поиску переработчиков ТБО, выбору вариантов соответствующих заводов и технологий. В чьих компетенциях был такой вопрос? Сомневаюсь, что в компетенции МУП «Спецавтохозяйство».

 

Или ещё одна первоочередная проблема агломераций –транспортная сеть, которая должна позволить достаточно быстро и с наименьшими затратами передвигаться людям и перевозить товары, оказывать услуги на всём пространстве «Большого Кирова». Решение требует совместных усилий нескольких муниципалитетов, участия областного правительства. Ведь всё актуальнее становится потребность в быстром и доступном общественном транспорте, в стыковочных маршрутах, в другом графике движения, во введении единых проездных и т.п. И это – не касаясь частных автомобилей, «стоящего» нововятского направления и въезда в город через «старый» мост. Для решения проблемы озвучивалась возможность строительства моста через Вятку как продолжения улиц Азина и Милицейской, чтобы напрямую связать Киров и Кирово-Чепецк. В начале века рассматривался и вариант моста у Боровицы. Затем установилось молчание. Мол, «само рассосётся». Так можно продолжать по другим пунктам «родимых пятен» агломераций. Например, по перспективам развития малоэтажного домостроения, появления целых новых кварталов, приближающихся к городам-спутникам. Коттеджные поселки, появившиеся на территориях Слободского, Оричевского и других районов, но заселённые зарегистрированными в Кирове гражданами, будут присоединяться к областному центру? Если да – это один вариант развития, а если нет, то что уже сейчас делать с возросшей на муниципалитеты нагрузкой, начиная от расчистки дорог, заканчивая необходимым количеством участковых или автомобилей скорой помощи?

 

От факта – к решениям

 

В примере про дорогу Кирово-Чепецк – Слободской всё вроде бы логично и правильно, в рамках происходящих агломерационных процессов. Но далее идут вопросы по статусу этой трассы и её содержании, о договорённостях по предоставлению земли под автозаправки (в области есть случаи, когда жители придорожных деревень категорически против), готовности города Слободского к изменению у себя транспортной ситуации, возможностям прямого автобусного сообщения. Хорошо, если ответы уже есть. Но факт остаётся фактом: переход от планирования, ограниченного административными границами муниципалитета, к более масштабному – территориальному, пространственному – является для городской агломерации всё боле актуальным, если не обязательным. На этом фоне настойчивость, с которой управляющие нашими городами продолжают держаться инерционного сценария появления «Большого Кирова», вызывает удивление. Как бы не получилось, как в рекламе: «А мужики-то не знают!».

 

Читать полностью